в сознании. Вместо
того, чтобы будучи вовне, пытаться заглянуть внутрь, вы оказываетесь
внутри; и в тот самый момент, когда вы оказываетесь внутри, меняется
радикальным образом абсолютно все. Все, что казалось истинным,
естественным, нормальным, настоящим, ощутимым, кажется теперь гротескным,
смешным, нереальным и абсурдным. Вы соприкоснулись с чем-то в высшей
степени истинным и вечно прекрасным; вы никогда уже не потеряете это_.
'О, Огонь, когда мы должным образом поддерживаем тебя, тобой растем мы и
ввысь и вширь, вся слава и красота - в твоих желанных красках и твоем
совершенном видении. О, Безбрежность, ты - полнота [изобилие], несущая нас
к концу нашего пути; ты - многообразие богатств, рассеянных повсюду, со
всех сторон' (Риг Веда II.1.12). Перед нами открывается новая жизнь, как
будто раньше мы никогда не видели дневного света: _Положите призму на одну
из граней, - говорит Мать, - и свет будет белым; переверните ее - и увидите
преломление света. Это как раз то, что происходит: вы восстанавливаете
белый свет_. Мать описывает это переживание и таким образом: _Вы сидите как
бы перед закрытой дверью, массивной бронзовой дверью, желая, чтобы она
открылась и позволила вам войти. Для этого вы концентрируете все ваше
устремление в единый луч, который начинает толкать, толкать эту дверь,
ломиться в нее все сильнее и сильнее, с возрастающей энергией до тех пор,
пока дверь внезапно не откроется и не впустит вас. И вы входите, как будто
вас вытолкнули на свет_.
Тогда человек воистину рождается.
Рост психического
Когда дверь психического отворяется, самым первым и неопровержимым
переживанием является убеждение в том, что мы существовали всегда и
пребудем вовеки. Поистине мы выходим в иное измерение, где нам открывается,
что мы стары, как мир, и вечно молоды, что эта жизнь - это _один_ из
опытов, _одно_ звено в неразрывной цепи опытов и переживаний, которая
тянется из далекого прошлого и теряется в далеком будущем. Внезапно все
расширяется до масштабов Земли. Каким человеком мы еще не были? Какого
греха не совершили? Опрокидываются все ценности. Все виды мелочности и
величия - есть ли что-нибудь среди них, что было бы по-настоящему чуждо
нам? Где чужой, предатель, враг? О, божественное понимание, абсолютное
сострадание! И все начинает искриться, сверкать, как будто из пещер мы
вышли на высоты; все обретает смысл и связано между собой, как будто старая
загадка разрешается в дыхании света - смерти больше нет, умирают лишь
невежественные; как может существовать смерть для того, кто сознателен?
_Живу я или умираю, я существую всегда_ (%4). 'Старый и изнуренный, он
вновь и вновь становится молодым', - говорит Риг Веда (II.4.5). 'Он никогда
не рождается и не умирает, не возникая, - говорит Бхагавадгита, - он
никогда вновь не возникает. Нерожденный, постоянный, бесконечный, он,
древний, не умирает, когда гибнет тело. Как, покинув старые одежды, человек
берет другие, новые, так, покинув старые тела, входит воплощенная душа в
другие, новые. Для рожденного неизбежна смерть, для умершего неизбежно
рождение' (Бхагавадгита, II.20,22,27).
То, что известно под названием реинкарнации (перерождении, рождении
вновь) не является, конечно, особенностью учения Шри Ауробиндо; о ней
говорит вся древняя мудрость Земли от Дальнего Востока и до Египта (а
впоследствии и неоплатоники), *)
*) Интересно, что на Александрийском Соборе отцы Церкви также обсуждали
вопрос принятия [допущения] реинкарнации.
--но Шри Ауробиндо придает реинкарнации новый смысл. С того момента, как мы
вышли за пределы ограниченного сиюминутного видения отдельной жизни,
обрываемой смертью, у нас есть две возможности: или мы соглашаемся с
крайними спиритуалистами [последователями духовных учений], что все эти
жизни есть ни что иное, как не имеющая цели цепь страданий, от которой
лучше всего освободиться как можно скорее для того, чтобы обрести покой в
Боге, в Брахмане или в некой Нирване, или мы держимся веры Шри Ауробиндо -
веры, основанной на опыте - что все эти отдельные жизни, взятые вместе,
представляют собой рост сознания, причем вершиной, кульминацией этого роста
является _земное_ свершение. Иными словами, за внешней эволюцией видов
осуществляется эволюция сознания, и этой духовной эволюции суждено
завершиться индивидуальной и коллективной реализацией на земле. Может
возникнуть вопрос, почему столь просветленные последователи традиционных
духовных учений не видели такой возможности земной реализации? Прежде всего
это