и самая сложная вещь на свете. Самая
простая - потому что что ребенок понимает ее или, вернее, _живет_ в ней
самым естественным образом: он - царь, он - в центре всего мира, он _живет_
в своем психическом существе. *)
-- *) Существуют исключения из этого правила; степень проявления
психического существа легко различима с первого взгляда.
--
Самая сложная - потому что эта естественность очень скоро покрывается
всевозможными идеями и ощущениями; мы начинаем говорить о 'душе' - т.е.
ничего уже в ней не смыслим. Все страдания юности - это ни что иное, как
история медленного 'пленения' психического существа (мы говорим о
'страданиях роста', но, скорее всего, существуют лишь страдания от удушья,
а зрелости достигают тогда, когда состояние удушья становится естественным
состоянием). Таким образом, все трудности ищущего - это обратный процесс,
история медленного высвобождения из всякой ментальной и витальной мешанины.
Но на самом деле, как мы увидим, это не есть возвращение к отправной точке,
во-первых, потому, что назад пути нет, а, во-вторых, потому, что
новорожденное психическое, которое обретают в конце пути (в конце, который
всегда является началом) - это не сиюминутное преходящее достижение, но
_сознательное_ господство. Ибо психическое - это существо, оно растет; это
чудо вечно длящегося детства во все более просторном царстве. Оно находится
'внутри, как ребенок, который должен родиться', - говорит Риг Веда
(IX.83.3).
Психическое рождение
Первый признак открывающейся психики - это любовь и радость - радость,
которая может быть очень интенсивной и мощной, но без всякой экзальтации и
без объекта - спокойная и глубокая, как море. Психической радости ничего не
нужно для того, чтобы быть, она _есть_; даже в тюрьме она не может не
существовать: это не ощущение, а состояние - как река, которая искрится,
сверкает везде, где бы она ни протекала - по грязи ли или по камням, через
горы или по равнинам. Это любовь, которая не является противоположностью
ненависти и которой ничего не нужно для поддержки, она просто _есть_. Она
горит постоянным огнем независимо от того, с чем она встречается, горит во
всем, что она видит и чего касается, просто потому, что она не может не
любить, такова ее природа; для нее нет ничего высокого или низкого, чистого
или нечистого; ни пламя ее, ни радость не могут померкнуть. Есть и другие
знаки ее присутствия: она легка, ничто не является бременем для нее, как
будто сам мир - это площадка для ее игр; она неуязвима и неприкосновенна,
как будто навеки находится за пределами всех трагедий, вне всех катастроф;
она - провидец, она прозревает; она спокойна, очень спокойна - едва
заметное дыхание в глубинах существа; и широка, безбрежна, как море. Ибо
она вечна. И свободна; ничто не может сковать, пленить ее: ни жизнь, ни
люди, ни идеи, ни доктрины, ни страны - она - за их пределами, всегда по ту
сторону их, и все-таки находится в сердце всех и каждого, как будто она
едина со всем. Это Бог в нас.
Вот каким предстает психическое существо видящему взгляду: _Когда вы
смотрите на кого-нибудь, кто сознает свою душу и живет в душе своей, -
говорит Мать, - вы чувствуете, как вы нисходите, вы проникаете
глубоко-глубоко в человека, далеко, очень далеко внутрь. Обычно, когда вы
смотрите людям в глаза (бывают глаза, в которые войти невозможно, они
подобны закрытым дверям, но глаза некоторых - открыты, и вы можете войти),
недалеко от поверхности вы наталкиваетесь на нечто вибрирующее, иногда оно
светится и искрится, и если вы не обладаете знанием, вы скажете: 'У него
живая душа' - но это не душа, это его витальное. Для того, чтобы найти
душу, вам нужно удалиться с поверхности, уйти глубоко внутрь,
глубоко-глубоко, спуститься вниз, на самое дно, туда, где безмолвно,
спокойно; и там вы находите нечто мягко греющее, спокойное, состоящее из
какой-то обильной субстанции, обладающее необыкновенной полнотой и
неподвижностью, исключительно мягкое - это душа. И если вы продолжаете этот
процесс, оставаясь сознательными, приходит ощущение изобилия, полноты с
неизмеримыми глубинами. Вы чувствуете, что если бы вы вошли туда, то
раскрылись бы многие тайны; это подобно отражению чего-то вечного на тихую,
спокойную поверхность воды. Времени больше не существует. У вас возникает
впечатление, что вы были всегда и будете вечно_.
Но это только признаки, внешнее выражение того, что существует само по
себе и что мы хотим пережить сами, непосредственно. Как открыть двери
психического