есть Шри Ауробиндо исследователь, он
же - йогин; разве не говорил он, что _йога - это искусство
сознательного самораскрытия_ [self-finding]? (%3) Именно это
исследование сознания хотим мы предпринять вместе с ним. И если
мы пойдем спокойно, терпеливо, со всей искренностью, храбро
встречая лицом к лицу все трудности пути, - а Бог знает, что
путь этот довольно каменист, - то однажды окно обязательно
откроется и солнце осветит нас навеки. На самом деле,
открывается не одно окно, а несколько, одно за другим, с каждым
разом раскрывая перед нами все более широкую перспективу, новые
измерения нашего собственного царства; и каждый раз это
означает _изменение сознания_ такое радикальное, как скажем,
переход из сна в бодрствование. Мы проследим основные этапы
этих изменений сознания так, как их пережил Шри Ауробиндо, и
описал ученикам в своей _интегральной йоге_ - до того момента,
когда они поведут нас к новому, до сих пор не изведанному
опыту, который, возможно, обладает силой изменить саму жизнь.
Ибо Шри Ауробиндо - не только исследователь сознания, он
- строитель нового мира. В самом деле, какая польза в изменении
собственного сознания, если мир вокруг нас остается все тем же?
Мы уподобились бы королю из сказки Андерсена, который
разгуливал нагишом по улицам своей столицы. И действительно,
после того, как Шри Ауробиндо исследовал самые дальние границы
миров, известных и древней мудрости, он открыл иной мир, не
нанесенный ни на одну карту. Он назвал его _Суперразумом_, или
_Супраментальным_, и стремился низвести этот мир вниз, на
землю. Он предлагает нам немного напрячься, приложить усилия и
принять участие в этой прекрасной сказке, если мы любим сказки.
Ибо Суперразум, говорит нам Шри Ауробиндо, вносит радикальные и
драматические изменения в эволюцию сознания на земле; именно
_это_ изменение сознания будет обладать силой преображения
нашего физического мира, и оно преобразует наш мир - мы
надеемся, к лучшему, - так же основательно и необратимо, как
сделал это Разум, впервые появившись в живой Материи. И тогда
мы увидим, каким образом интегральная йога ведет к йоге
_супраментальной_, или йоге земной трансформации, контуры
которой мы попытаемся здесь набросать, потому что сказка еще
только делается, и дело это и новое, и сложное; мы пока не
знаем, куда это приведет нас, и завершится ли все это успехом.
На самом деле это немного зависит и от каждого из нас.
Глава 1. СОВЕРШЕННО ЗАПАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
С точки зрения человеческой Шри Ауробиндо близок нам. Преклонившись
перед 'мудростью Востока' и перед необыкновенными аскетами, которые,
кажется, игнорируют все известные нам законы, мы сознаем тем не менее, что
затронуто было лишь наше любопытство, но отнюдь не жизнь - нам нужна
практическая истина, которая могла бы вынести наши суровые зимы. Эти зимы
были хорошо известны Шри Ауробиндо, он пережил их, будучи студентом - с
семилетнего возраста и до тех пор, пока ему не исполнилось двадцать. Он
переезжал из одних меблированных комнат в другие в зависимости от
расположенности более или менее доброжелательных хозяек, довольствуясь лишь
одной трапезой в день и не имея даже возможности накинуть себе на плечи
пальто, но всегда нагруженный книгами: французские символисты, Малларме,
Рембо - он читал их в оригинале задолго до того, как прочел Бхагавадгиту в
переводе. Для нас феномен Шри Ауробиндо являет собой уникальный синтез.
Он родился в Калькутте 15 августа 1872 г., всего на несколько лет раньше
Эйнштейна; Рембо уже написал свои 'Озарения'; современные физики - Макс
Планк в том числе - уже появились на свет, а Жюль Верн занимался
исследованиями будущего. То было время, когда королева Виктория собиралась
стать императрицей Индии, а завоевание Африки еще не было завершено - это
был поворотный пункт, означавший переход от одного мира к другому. С
исторической точки зрения кажется, что рождению нового мира всегда
предшествуют периоды испытаний и разрушений, но это, возможно, лишь
неверное истолкование: именно потому, что семена нового мира _уже_ живы,
неистовствуют силы разрушения (или рассеяния). Так или иначе, Европа в то
время была на вершине своей славы; казалось, что 'игра' делается на Западе.
Именно так полагал отец Шри Ауробиндо, доктор Кришнадхан Гхош. Он изучал в
Англии медицину и вернулся в Индию законченным англоманом. Он не хотел,
чтобы его