Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

того, чтобы отрицать себя и бесконечно

переходить в истину более высокую.

За этим инфантильным, беспокойным, быстро истощающим свои силы витальным

мы находим витальное спокойное и мощное - то, что Шри Ауробиндо называет

_истинным витальным_, - витальное, которое содержит саму сущность Жизненной

Силы, очищенную от сентиментальных и болезненных побочных продуктов. Мы

входим в состояние спокойной, спонтанной концентрации - так море всегда

спокойно в глубинах, под волнующейся поверхностью. Эта фундаментальная

неподвижность не есть притупление нервов, как и ментальное безмолвие не

является оцепенением мозга; это - основа для действия. Это -

концентрированная сила, способная начать любую деятельность, противостоять

любому, самому неистовому и продолжительному потрясению и при этом не

потерять своего равновесия. в зависимости от степени нашего развития из

этой витальной неподвижности могут возникнуть новые способности самого

разного рода, но прежде всего мы чувствуем неисчерпаемую энергию - любая

усталость - это признак того, что мы снова захвачены поверхностной суетой.

Работоспособность и даже физическая выносливость увеличиваются в десятки

раз. Еда и сон перестают быть единственным и всеисчерпывающим источником

обновления энергии. (Изменяется, как мы увидим, природа сна, а количество

еды может быть сокращено до гигиенического минимума, так что еда не будет

вызывать обычного пресыщения и сопутствующих ему болезней). Могут появиться

и другие силы, которые часто называют 'чудесными', но эти чудеса -

_результат метода_; мы не будем их здесь обсуждать - их надо пережить на

опыте. Скажем лишь, что если человек научается управлять некой вибрацией в

себе самом, то он автоматически обретает способность управлять той же

вибрацией везде в мире, где бы он ее ни встретил. Кроме того, в этой

неподвижности установится еще одно свойство: отсутствие страдания и чувство

постоянной радости. Когда обычный человек получает удар, физический или

моральный, его непосредственная реакция - скрючиться; он сжимается, кипит

внутри от боли и гнева и тем десятикратно увеличивает свои страдания.

Наоборот, ищущий, который добился в себе некоторой неподвижности,

обнаружит, что она растворяет все удары, потому что она _широка_, потому

что он уже не жалкая зажатая личность, а сознание, переливающееся за

пределы своего тела; успокоенное витальное, как и безмолвный разум,

естественным образом становится всеобщим: _Опыт сознания в йоге расширяется

во всех направлениях - в стороны, вниз, вверх, распространяясь во всяком

направлении до бесконечности. Когда сознание йогина становится свободным,

это происходит не в теле, но в той бесконечной высоте, глубине и широте, в

которых он живет всегда. Его основа - это бесконечная пустота или

безмолвие, но в них все может проявиться - Покой, Свобода, Сила, Свет,

Знание, Ананда_ (%20). Малейшее страдание любого рода - это

непосредственнный признак противоречий в нашем существе и потери

сознательности.

Это расширение существа имеет одно очень важное следствие, которое

заставит нас оценить абсолютную необходимость витальной неподвижности не

только с точки зрения ясности в общении, эффективности наших действий или

радости в жизни, но просто с точки зрения нашей собственной безопасности.

Пока мы живем в нашей жалкой фронтальной личности, вибрации малы, слабы

удары, невелики радости - нас защищает собственная малость. Но когда мы

выходим во всеобщее Витальное, мы находим там те же вибрации или, скорее,

силы гигантского всеобщего масштаба; это те самые силы, которые движут

миром так же, как они движут нами; если мы не обладаем абсолютным

_спокойствием_ или внутренней неподвижностью, то будем попросту сметены.

Это относится не только ко всеобщему Витальному, но и ко всем планам

сознания. Действительно, можно и должно (по крайней мере, для ищущего в

интегральной йоге) постичь космическое сознание на всех уровнях - в

Сверхсознательном, в разуме, в витальном и даже в теле. Когда ищущий

поднимется и войдет в Сверхсознательное, он увидит, что подавлять может и

напряженность, накал Духа (на самом деле это всегда все та же божественная

Сила, все та же Сознание-Сила наверху или внизу, в Материи или в Жизни, в

Разуме или на высших уровнях; но чем ниже, тем тусклее она становится и тем

более искажается и разрушается средой, через которую она проходит); если

ищущий, не успев выйти из своего оцепенения, пытается восходить слишком

быстро, перескакивать некоторые ступени, не установив предварительно