Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

безразличными к самым ужасным бедствиям; были ли у нас хоть

какие-нибудь печали, которые мы не предали забвению? Мы можем вместить в

себя лишь малую часть этой великой Силы Жизни. _Мы не способны удержать

заряд_, - говорит Мать. Одно слишком глубокое дыхание - и мы кричим от

радости или от боли, рыдаем, танцуем или теряем сознание. Потому что это

все та же многоликая Сила, которая вливается и переполняет нас. Сила Жизни

не страдает, она не тревожится и не возносится, не является ни хорошей, ни

плохой - она просто есть, она течет, всеохватывающая и безмятежная. Те

противоположные друг другу формы, которые она принимает в нас, - это

результат нашей прошлой эволюции, когда мы были жалки, чрезвычайно жалки,

разобщены, мы должны были защищать себя от этой огромной живой массы,

слишком интенсивной для нас. Мы должны были различать 'полезные' и

'вредные' вибрации, причем первые обладали положительным коэффициентом

удовольствия, симпатии или добра, а вторые - отрицательным коэффициентом

страдания, отвращения или зла; но страдание - это слишком большая

интенсивность все той же Силы, ведь даже удовольствие, если оно слишком

интенсивно, превращается в свою причиняющую страдание противоположность:

_Это - [взаимные] соглашения наших чувств, - говорит Шри Ауробиндо. -

Достаточно лишь незначительного перемещения стрелки сознания, - говорит

Мать. Космическому сознанию в состоянии абсолютного знания и совершенного

опыта все соприкосновения являются как радость, Ананда_ (%18). Ни что иное,

как узость и недостаточность нашего сознания, являются причиной всех наших

несчастий, моральных и физических, причиной нашего бессилия и вечной

трагикомедии нашего существования. Но средством избавления от этого

является не истощение витального, как учат моралисты, а его расширение; не

отрекаться, но принимать все больше и больше, расширять свое сознание. Ведь

именно в этом - смысл эволюции. По сути дела единственное, от чего нам

нужно отречься - это от собственного невежества и ограниченности. Когда мы

упорно цепляемся за свою жалкую фронтальную личность, за ее претензии,

слащавую и неотвязную сентиментальность и священные печали, мы не люди в

подлинном смысле этого слова - мы улитки Каменного Века, _мы защищаем свое

право на скорби и страдания_ (%19).

Та сомнительная игра, которая разворачивается в поверхностном витальном,

уже не сможет ввести ищущего в заблуждение, но в течение длительного

времени у него еще сохранится привычка отвечать на тысячи биологических и

эмоциональных вибраций, вращающихся вокруг него. Переходный период требует

времени (как и переход от гудящего ума к ментальному молчанию), и он часто

сопровождается короткими периодами сильной усталости, потому что организм

расстается с привычкой обновления энергии из обычного поверхностного

источника (который очень скоро покажется нам грубым и тяжелым, как только

мы вкусим другого вида энергии), но при этом он еще не обладает

способностью быть постоянно соединенным с истинным источником - отсюда и

'пробелы'. Но и здесь ищущему помогает нисходящая Сила, которая мощно

способствует установлению в нем нового ритма. Он замечает с неиссякаемым

удивлением, что стоит ему сделать один маленький шаг вперед, как Помощь

свыше делает десять шагов навстречу - как будто его ждали. Однако

неправильно думать, что работа состоит только в отрицании старого;

витальному, конечно, очень льстит та мысль, что оно совершает огромные

усилия, борясь против самого себя - это ловкий прием, как защитить себя на

всех фронтах; на деле же ищущий не подчиняется каким-то особо строгим или

несущим массу запретов правилам, а следует позитивному стремлению своего

существа; он действительно растет, а потому нормы вчерашнего дня или

удовольствия позавчерашнего кажутся ему такими же скудными, как пища

сосунка - его уже не удовлетворяет все это, он должен действовать лучше,

жить лучше. Именно поэтому так сложно объяснить путь тому, кто никогда не

пытался идти по нему - он увидит лишь собственную точку зрения сегодняшнего

дня или, вернее, то, что он теряет ее. Но если бы мы только знали, какой

это шаг вперед - оставить прежнюю точку зрения, как изменяется жизнь, когда

человек движется от стадии замкнутых истин к стадии истин открытых и далее

к истине, подобной самой жизни, истине слишком великой, чтобы уместиться в

каком-либо ограниченном взгляде на вещи, ибо она охватывает их все и

оценивает полезность каждой вещи на каждой стадии бесконечного развития; к

истине достаточно великой для