Йога - _это великое
искусство жизни_ (%14), - говорил Шри Ауробиндо. _Позиция аскета, который
говорит 'я ничего не хочу', и позиция мирянина, который говорит 'я хочу
того-то и того-то', - это одно и то же_, - замечает Мать. - _Один может
быть точно так же привязан к своему отречению, как другой - к своей
собственности._ На самом деле, пока мы чувствуем необходимость отрекаться
от чего бы то ни было, мы еще не готовы, мы вязнем по уши в
противоположностях. Любой человек может проделать следующие наблюдения без
всякой специальной подготовки. Во-первых, стоит нам только сказать
витальному: 'Ты должно отречься то того, отказаться от этого', как его
тотчас же охватит противоположное желание. Если оно соглашается отречься,
то можно быть уверенным, что оно ожидает, что ему будет оплачено сторицей,
и уж таково оно само по себе, что совершить большое отречение для него
ничуть не сложнее, чем отречение малое, поскольку в любом случае оно
получает свое питание, и обе стороны, как отречение, так и обладание, для
него одинаково питательны. Осознав эту простую истину, мы обнажаем
полностью весь механизм работы витального, а именно его полное безразличие
к нашим человеческим сентиментам: боль привлекает его так же, как и
радость, лишения - как и изобилие, ненависть - как любовь, муки - как
экстаз. Оно выигрывает в любом случае. Потому что и в страдании, и в
наслаждении - Сила, одна и та же Сила. Итак, мы поставлены перед тем
фактом, что все без исключения ощущения, из которых состоят фрагменты нашей
фронтальной личности, двойственны, противоречивы по своей природе. Любое
ощущение - это обратная сторона другого ощущения; в любой момент оно может
превратиться в свою 'противоположность' - утративший иллюзии филантроп (или,
точнее, витальное в филантропе, утратившее иллюзии) становится
пессимистом, рьяный проповедник удаляется в пустыню, упорный неверующий
становится фанатиком, а добродетельного человека шокируют все те вещи,
совершить которые у него не хватает смелости. Здесь мы открываем еще одну
особенность поверхностного витального: это - _неисправимый шарлатан_ (%15),
актер, бессовестный фигляр (мы даже не можем с уверенностью сказать, что
смерть нашей матери не доставит ему удовольствия). Каждый раз, когда у нас
исторгается крик протеста или боли (вообще, любой крик), мы можем слышать,
как внутри нас хихикает обезьяна. Это известно всем, и все же мы остаемся
такими же сентиментальными, как и прежде. И, в довершение всего, витальное
отличается своей способностью затуманивать все - это само воплощение
тумана, оно принимает силу своих ощущений за силу истины, а _высоты
заменяет дымящейся вершиной вулкана на дне пропасти_ (%16).
Совершенно очевидно следующее наблюдение, вытекающее из первого, а
именно - витальное абсолютно не способно помочь другим и даже просто
вступать в сообщение с другими за исключением тех случаев, когда эго
индивидуумов совпадают. Нет ни одной вибрации, посылаемой или, вернее,
передаваемой нами, которая не могла бы тотчас же превратиться в свою
противоположность в другом человеке; стоит нам только пожелать добра, как
автоматически пробуждается соответствующее отрицательное чувство (как будто
его принимают одновременно с первым) или соответствующее сопротивление, или
противоположная реакция - кажется, что этот процесс протекает так же
спонтанно и неизбежно, как химическая реакция. В действительности витальное
стремится не помочь, а взять. Всегда. Любым возможным способом. Все наши
чувства и ощущения запятнаны 'хватанием'. Чувство грусти при измене друга,
например, - да и любая печаль - это верный признак вовлеченности нашего
эго, потому что если бы мы по-настоящему любили людей ради них самих, а не
ради себя, то мы любили бы их при любых обстоятельствах - даже если бы они
стали врагами; во всех случаях мы радовались бы тому, что они существуют.
Наши скорби и страдания на самом деле - это всегда признак смешения, а
потому они ложны. Истинна одна только радость. Потому что истинно только то
'Я' внутри нас, которое охватывает все существования и все возможные
противоположности существования. Когда все находится внутри, тогда все
является радостью, потому что нигде уже нет пробелов.
'А как же Сердце (с большой буквы)?' - протестуем мы. Но разве сердце не
является местом самой большой неразберихи и смешения? Да и оно быстро
утомляется. И в этом состоит наше третье наблюдение: наша способность
радоваться - мала, наша способность страдать - также мала, мы быстро
становимся