рассеянны, но однонаправленны, то они не смогли
бы поколебать нас ни на секунду. Кроме того, если мы посмотрим внутрь себя
вместо того, чтобы хныкать и порицать дьявола или порочность мира, то мы
увидим, что каждая из этих атак разоблачает один из множества наших
добродетельных обманов, или, как говорит Мать, снимает _жалкие покровы,
которые мы набрасываем на вещи, чтобы не видеть их_. Жалкие или же более
внушительные покровы скрывают не только наши собственные недостатки; они
находятся повсюду в мире, скрывая и его мелкие изъяны, и его непомерное
самодовольство. Если эти силы, приводящие нас в смятение, срывают эти
покровы довольно грубо, то они делают это не случайно и не из беспричинной
злобы, но для того, чтобы открыть нам глаза и заставить совершенствоваться.
В противном случае мы бы сопротивлялись этому совершенствованию, потому
что, как только мы обретаем крупицу истины или проблеск идеала, у нас
появляется печальная тенденция закрыть их на замок в герметически
непроницаемый сейф и больше не двигаться. Иными словами, как для
индивидуума, так и для мира, эти довольно неприветливые силы служат
орудиями прогресса. 'Люди возвышаются тем, что способствовало их падению',
- гласит мудрость Куларнава Тантры. Мы протестуем против кажущейся
бессмысленности и произвола 'трагедии', которая потрясает наше сердце или
поражает плоть, мы обвиняем 'Врага', но _разве не может быть, что сама душа
- не внешний разум, но дух внутри нас - приняла и избрала все это как часть
своего развития для того, чтобы быстрым темпом пройти через необходимые
переживания - прорваться, durchhauten * (нем. 'просекать', 'прорубать'),
даже с риском или ценой ущерба для внешней жизни или тела? Для растущей
души, для духа внутри нас, разве не могут трудности, препятствия, атаки
быть средством роста, прибывающей силы, расширяющегося опыта, подготовкой к
духовной победе?_ (%11) Мы жалуемся, сетуя на зло, но не будь его здесь -
осаждающего нас, бросающего нам вызов, - мы давным-давно схватили бы
вечную Истину и превратили бы ее в замечательную маленькую аккуратную
пошлость. Истина движется, у нее есть ноги, а князья тьмы существуют для
того, чтобы подтверждать, довольно грубо, что она не спит. _Отрицания Бога
так же полезны для нас, как и признания Его существования,_ - говорит Шри
Ауробиндо. _Враг исчезнет лишь тогда, когда он не будет нужен в мире,_ -
заметила Мать. - _Он нужен, вне сомнений, миру, как нужен золоту пробный
камень, чтобы убедиться в подлинности того, что мы делаем._
Ведь Бог, наверное, это все-таки не отвлеченная математическая точка,
находящаяся вне этого мира. Наверное, Он - это весь этот мир со всей своей
нечистотой, мир, который трудится и страдает, чтобы стать совершенным и
вспомнить Себя здесь, на земле.
Способ обхождения с этими силами - тот же, что и с другими вибрациями:
покой, внутренняя неподвижность - они утихомиривают шторм. Возможно, в
первый раз нам не удастся растворить их атаки, но со временем мы будем все
более и более ощущать, что они затрагивают лишь поверхность нашего
существа; мы можем быть потрясены, расстроены, однако глубоко внутри себя
мы чувствуем присутствие 'Свидетеля' - безучастного (его _никогда_ не
затрагивают атаки), неприкосновенного. Мы падаем и поднимаемся вновь, с
каждым разом становясь все сильнее. Единственный грех - это прийти в
отчаяние. Фактически ищущий в интегральной йоге будет больше открыт
опасности, чем другие (Шри Ауробиндо часто говорил, что его йога - это
_битва_ (%13)), потому что он стремится _все охватить своим сознаньем_,
ничего не расчленяя, и потому, что ему предстоит открыть не
один-единственный путь к благодати высот и победить не одного-единственного
стража бесценных сокровищ, но освоить множество путей - справа, слева,
внизу, на каждом уровне своего существа - и добыть не одно сокровище.
Истинное витальное
Итак, нам нужно пересечь некий порог, если мы хотим найти истинную силу
жизни за беспокойной жизнью фронтального человека. Согласно традиционным
духовным учениям, этот переход включает в себя все виды унижения и
отречения (которые, между прочим, служат главным образом тому, чтобы
поднять и без того высокое мнение аскета о самом себе), но мы ищем нечто
совершенно другое. мы стремимся не покинуть жизнь, но расширить ее, мы не
хотим отказаться от кислорода ради водорода или наоборот, но стремимся
изучить химический состав сознания и посмотреть, при каких условиях оно
даст наиболее чистую воду и будет лучше всего работать.