Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

того, чтобы отвечать на приходящие вибрации, мы

сохраним абсолютную внутреннюю неподвижность, то мы увидим, что эта

неподвижность _растворяет_ вибрацию; вокруг нас возникает нечто, подобное

снежной стене, которая поглощает и нейтрализует все удары. Возьмем простой

пример - гнев; если вместо того, чтобы вибрировать в унисон с человеком,

который стоит перед нами, мы сможем остаться внутри абсолютно неподвижными,

то мы увидим, что гнев этого человека постепенно рассеивается, как дым.

Мать говорила, что эта внутренняя неподвижность, эта способность не

отвечать может остановить даже руку убийцы или прыжок змеи. Однако, если мы

надеваем лишь маску бесстрастия, но при этом кипим внутри, то это не будет

иметь никакого эффекта - нельзя скрыть вибрации (это хорошо известно

животным); наша цель - это не так называемый самоконтроль, который является

лишь внешним самообладанием, искусством внешнего проявления, но подлинное

господство над внутренним состоянием. Это безмолвие способно

нейтрализовывать абсолютно все вибрации по той простой причине, что

вибрации любого порядка _заразительны_ (высочайшие точно так же, как и

самые низшие - именно так передает Учитель духовное переживание или силу

ученику), и от нас зависит, примем ли мы заражение или нет; если мы

испугались, то это значит, что мы уже восприняли его, это заражение, и,

следовательно, приняли удар разгневанного человека или укус змеи. (Можно

также получить удар из-за любви, как Шри Рамакришна, который, увидев, как

возница бьет вола, вскрикнул вдруг от боли и, терзаемый болью и

окровавленный, почувствовал на своей спине следы ударов бича). То же самое

касается и физической боли: или мы позволяем заражению болезненной вибрации

подчинить нас себе, или, наоборот, ограничиваем область боли в конечном

итоге, с ростом нашего умения (господства над собой) нейтрализуем боль,

отсоединяя сознание от этой области. Ключом к такому господству является

безмолвие - всегда и на всех уровнях, потому что благодаря безмолвию мы

можем распознать вибрации, а распознать их - значит обрести способность

воздействовать на них. Существует множество практических ситуаций, когда мы

можем применять эту способность, а, значит, совершенствовать ее. Обычная

повседневная жизнь (обычная лишь для тех, кто живет по-обычному) становится

обширным полем для опыта овладения вибрациями - вот почему Шри Ауробиндо

всегда стремился распространить свою йогу на жизнь: жить в одиночестве в

полной иллюзии власти над собой, действительно, очень легко.

Эта сила безмолвия, или внутренняя неподвижность, имеет гораздо более

важные приложения, особенно в нашей психической жизни. Витальное, как мы

знаем, - это место множества страданий и беспокойств, но это также источник

великой энергии. Поэтому нам следует попытаться отделить эту жизненную

энергию от ее смешанных состояний (как в одной индийской легенде лебедь

отделил воду от молока), но не отделив себя при этом от жизни. Нужно ли

говорить, что осложнения находятся не в жизни, но в нас самих, что внешние

обстоятельства являются точным отображением того, что мы собой

представляем? Главная проблема витального состоит в том, что оно ложным

образом отождествляет себя почти со всем, что из него исходит; оно говорит:

_моя боль, моя депрессия, моя личность, мое желание_ и думает, что оно -

все эти маленькие _я_, но это не так. Если мы убеждены, что все это - наше,

то тогда, очевидно, нам не остается ничего другого, как терпеть всю эту

жалкую семейку и ждать, пока она не прекратит все свои бессмысленные

фокусы. Но если мы способны сохранять внутреннюю тишину, то мы ясно видим,

что все это не наше; как мы уже говорили, все приходит извне. Мы всегда

принимаем одни и те же длины волн, мы подхватываем любую заразу.

Предположим, например, что вы находитесь в компании человека, оставаясь

внутренне безмолвным и неподвижным; внезапно вы чувствуете в этой

прозрачности, что что-то пытается привлечь ваше внимание, войти в вас -

некое давление или вибрация в атмосфере (которые могут вызвать смутную

тревогу). Если вы воспримете эту вибрацию, то через несколько минут

обнаружите, что боретесь с депрессией или чувствуете какое-то желание, или

ощущаете беспокойство - вы подхватили заразу. Присутствие человека вовсе не

обязательно - вы можете находиться в одиночестве в Гималаях и точно так же

воспринимать вибрации мира. Тогда где же 'мое' беспокойство, 'мое' желание

во всем этом, если не в привычке постоянно ловить одни и те же вибрации? Но

ищущий, который