Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

мира нашли эту зону настолько сложной, что

предпочли полностью ее отвергнуть, оставив место лишь для так называемых

'религиозных эмоций' и настоятельно рекомендуя новообращенному отринуть все

остальное. Человеческую природу не изменишь - кажется, все согласны с этим.

Но эта _моральная хирургия_ (%1), как называет ее Шри Ауробиндо, имеет два

недостатка: во-первых, она не приносит настоящего очищения, потому что

высшие эмоции, какими бы утонченными они ни были, так же неоднородны, как и

эмоции низшие, ибо они по существу сентиментальны и, следовательно,

частичны; во-вторых, эта хирургия на самом деле ничего не предотвращает, а

просто подавляет. Витальное само по себе - сила, совершенно не зависимая от

наших рассуждений и моральных позиций. Если мы попытаемся подавить эту силу

или заглушить ее радикальным аскетизмом или чрезмерной самодисциплиной, то

достаточно малейшей трещины, чтобы вызвать открытое восстание, - а она

знает, как отомстить за себя. Или же, если мы обладаем силой воли,

достаточной для того, чтобы навязать ей наши моральные или ментальные

правила, то мы, возможно, и одержим верх, но при этом иссушим саму силу

жизни в нас, потому что неудовлетворенное витальное объявляет забастовку, и

мы обнаруживаем, что очистились не только от зла, но и от даров жизни - мы

становимся бесцветными и лишенными аромата. Более того, мораль действует

лишь в пределах ментального процесса; она не касается областей подсознания

или сверхсознания, а также областей смерти и сна (который, в конце концов,

отнимает у нас один день из каждых трех дней нашего существования, так что

в течение шестидесяти лет нашей жизни нам дано право сорок лет блюсти

моральную жизнь и двадцать лет аморальную - курьезная арифметика). Иными

словами, мораль не выходит за пределы нашей маленькой фронтальной личности.

Поэтому мы должны подчинить наше существо не моральной и радикальной

дисциплине, но дисциплине духовной и всеохватывающей, дисциплине, которая

считается с каждой частью нашей природы, освобождая ее от присущей ей

мешанины; ибо на самом деле нигде нет абсолютного зла, повсюду одни лишь

смешения.

Кроме того, ищущий уже не рассуждает (если он вообще еще 'рассуждает') в

таких терминах, как 'добро' и 'зло', - и пользуется терминами 'точность' и

'неточность'. Когда мореплаватель берет пеленг, он при этом пользуется не

своей любовью к морю, а сектантом, следя за тем, чтобы зеркало было чистым.

Если наше зеркало загрязнено, то нам никогда не увидеть подлинной

реальности вещей и людей, потому что везде мы будем находить отражение

наших страстей и страхов, эхо нашей суеты - и не только в этом мире, но и в

других мирах в бодрствовании, во сне и смерти. Очевидно, для того, чтобы

_видеть_, нам нужно перестать находиться в центре картины. Таким образом

ищущий будет отличать все то, что стремиться затуманить его видение, от

того, что очищает его; это, по сути дела, и будет его 'моралью'.

Привычка ответной реакции

Первое, на что наталкивается ищущий, исследуя витальное, - это та часть

разума, единственной задачей которого, по-видимому, является придать форму

(и оправдание) нашим импульсам, ощущениям и желаниям; Шри Ауробиндо

называет ее _витальным разумом_. Нам уже известно, как необходимо

ментальное безмолвие, поэтому мы постараемся распространить наш метод

успокоения и на этот, более низкий уровень. Когда это будет сделано, мы

будем видеть вещи гораздо яснее, без всех их ментальных приукрашений;

различные вибрации нашего существа предстанут в своем подлинном свете, на

своем подлинном уровне. А главное - мы сможем увидеть, как они приходят.

Внутри этой зоны безмолвия, которую мы обретаем, малейшие движения

ментальной, витальной или иной субстанции будут восприниматься нами как

сигналы; мы будем немедленно осведомлены о том, что что-то коснулось нашей

атмосферы. Таким образом мы будем естественно воспринимать множество

вибраций, постоянно излучаемых людьми, которые даже не осознают этого; мы

будем четко знать, что происходит и что за человек стоит перед нами

(внешний лоск обычно не имеет ничего общего с этой тонкой вибрирующей

реальностью). Прояснятся наши отношения с внешним миром; мы поймем, почему

мы инстинктивно любим или не любим кого-то, почему мы боимся или

встревожены, и мы сможем привести все в порядок, исправить свои реакции,

принимать полезные вибрации, отклонять вибрации темные и нейтрализовывать

вредные. Ибо мы заметим один интересный феномен: наше внутреннее безмолвие

обладает силой. Если вместо