мира нашли эту зону настолько сложной, что
предпочли полностью ее отвергнуть, оставив место лишь для так называемых
'религиозных эмоций' и настоятельно рекомендуя новообращенному отринуть все
остальное. Человеческую природу не изменишь - кажется, все согласны с этим.
Но эта _моральная хирургия_ (%1), как называет ее Шри Ауробиндо, имеет два
недостатка: во-первых, она не приносит настоящего очищения, потому что
высшие эмоции, какими бы утонченными они ни были, так же неоднородны, как и
эмоции низшие, ибо они по существу сентиментальны и, следовательно,
частичны; во-вторых, эта хирургия на самом деле ничего не предотвращает, а
просто подавляет. Витальное само по себе - сила, совершенно не зависимая от
наших рассуждений и моральных позиций. Если мы попытаемся подавить эту силу
или заглушить ее радикальным аскетизмом или чрезмерной самодисциплиной, то
достаточно малейшей трещины, чтобы вызвать открытое восстание, - а она
знает, как отомстить за себя. Или же, если мы обладаем силой воли,
достаточной для того, чтобы навязать ей наши моральные или ментальные
правила, то мы, возможно, и одержим верх, но при этом иссушим саму силу
жизни в нас, потому что неудовлетворенное витальное объявляет забастовку, и
мы обнаруживаем, что очистились не только от зла, но и от даров жизни - мы
становимся бесцветными и лишенными аромата. Более того, мораль действует
лишь в пределах ментального процесса; она не касается областей подсознания
или сверхсознания, а также областей смерти и сна (который, в конце концов,
отнимает у нас один день из каждых трех дней нашего существования, так что
в течение шестидесяти лет нашей жизни нам дано право сорок лет блюсти
моральную жизнь и двадцать лет аморальную - курьезная арифметика). Иными
словами, мораль не выходит за пределы нашей маленькой фронтальной личности.
Поэтому мы должны подчинить наше существо не моральной и радикальной
дисциплине, но дисциплине духовной и всеохватывающей, дисциплине, которая
считается с каждой частью нашей природы, освобождая ее от присущей ей
мешанины; ибо на самом деле нигде нет абсолютного зла, повсюду одни лишь
смешения.
Кроме того, ищущий уже не рассуждает (если он вообще еще 'рассуждает') в
таких терминах, как 'добро' и 'зло', - и пользуется терминами 'точность' и
'неточность'. Когда мореплаватель берет пеленг, он при этом пользуется не
своей любовью к морю, а сектантом, следя за тем, чтобы зеркало было чистым.
Если наше зеркало загрязнено, то нам никогда не увидеть подлинной
реальности вещей и людей, потому что везде мы будем находить отражение
наших страстей и страхов, эхо нашей суеты - и не только в этом мире, но и в
других мирах в бодрствовании, во сне и смерти. Очевидно, для того, чтобы
_видеть_, нам нужно перестать находиться в центре картины. Таким образом
ищущий будет отличать все то, что стремиться затуманить его видение, от
того, что очищает его; это, по сути дела, и будет его 'моралью'.
Привычка ответной реакции
Первое, на что наталкивается ищущий, исследуя витальное, - это та часть
разума, единственной задачей которого, по-видимому, является придать форму
(и оправдание) нашим импульсам, ощущениям и желаниям; Шри Ауробиндо
называет ее _витальным разумом_. Нам уже известно, как необходимо
ментальное безмолвие, поэтому мы постараемся распространить наш метод
успокоения и на этот, более низкий уровень. Когда это будет сделано, мы
будем видеть вещи гораздо яснее, без всех их ментальных приукрашений;
различные вибрации нашего существа предстанут в своем подлинном свете, на
своем подлинном уровне. А главное - мы сможем увидеть, как они приходят.
Внутри этой зоны безмолвия, которую мы обретаем, малейшие движения
ментальной, витальной или иной субстанции будут восприниматься нами как
сигналы; мы будем немедленно осведомлены о том, что что-то коснулось нашей
атмосферы. Таким образом мы будем естественно воспринимать множество
вибраций, постоянно излучаемых людьми, которые даже не осознают этого; мы
будем четко знать, что происходит и что за человек стоит перед нами
(внешний лоск обычно не имеет ничего общего с этой тонкой вибрирующей
реальностью). Прояснятся наши отношения с внешним миром; мы поймем, почему
мы инстинктивно любим или не любим кого-то, почему мы боимся или
встревожены, и мы сможем привести все в порядок, исправить свои реакции,
принимать полезные вибрации, отклонять вибрации темные и нейтрализовывать
вредные. Ибо мы заметим один интересный феномен: наше внутреннее безмолвие
обладает силой. Если вместо