золой. Он низко поклонился и произнес: 'О господин, ты,
несомненно, более велик'. Правитель трижды закрутил свои
длинные усы и высоко поднял голову. 'Ты более велик, о царь,
потому, что ты можешь изгнать нас из своего царства, а Бог - не
может, ибо поистине Его царство - это все вокруг, и некуда уйти
от Него'.
Эта индийская легенда, место происхождения которой -
Бенгалия, где родился Шри Ауробиндо, наверняка была известна
ему - тому, кто говорил, что Он - это все: боги, бесы, люди,
земля, а не только небеса, и чей весь опыт ведет к божественной
реабилитации Материи. На протяжении последних пятидесяти лет
психология занимается лишь тем, что реинтегрирует демонов в
человеке; вероятно, задачей следующего полувека будет, как
полагал Андре Мальро, 'реинтегрировать в человеке богов', или,
точнее, говоря словами Шри Ауробиндо, реинтегрировать Дух в
человеке и в Материи и создать 'жизнь божественную на земле':
_Потусторонние небеса - велики и удивительны, но гораздо более
велики и более удивительны небеса внутри вас. И эти Эдемы
ожидают божественного труженика_. (%2)
Есть много путей, чтобы начать эту работу - по сути дела,
каждый из нас имеет свой собственный подход: для одного это
может быть красиво исполненное изделие или хорошо сделанная
работа, для другого - возвышенная идея, завершенная философская
система, для третьего - гармония музыки, течение реки, отблеск
солнечного света на поверхности моря; все это - дыхания
Бесконечного. Но это лишь краткие мгновения, а мы хотим
постоянства. Эти неуловимые мгновения обусловлены многими
обстоятельствами, которыми мы не способны управлять, а мы ищем
то, что нельзя было бы отнять, нечто не зависимое от условий и
обстоятельств - некое окно внутри себя, которое, раз
открывшись, уже никогда не закрылось бы вновь.
Из-за того, что здесь, на земле, трудно осуществить эти
условия, мы говорим о 'Боге', о 'духовности', о Христе или о
Будде, или о целой цепи основателей великих религий - и все это
пути поиска постоянства. Но, может быть, мы люди вовсе не
религиозные и не мистики, а просто устали от догм, верим в
землю и подозрительно относимся к громким словам. Возможно, и
наши заумные рассуждения тоже достаточно утомили нас и все,
чего мы хотим - это найти свою маленькую речку, впадающую в
Бесконечность. В Индии жил один великий святой, который в
течение многих лет, прежде чем достиг великого покоя, задавал
каждому встречному такой вопрос: 'Видел ли ты Бога?.. Видел ли
ты Бога?..' И всякий раз он уходил разочарованный и сердитый,
ибо люди рассказывали ему всякие небылицы. А он хотел видеть.
Ведь не виноват же он в том, что с этим словом, как, впрочем, и
со многими другими, люди связывают столько ложного. Когда мы
увидим, мы сможем рассказать об этом - но, скорее всего, мы
будем хранить молчание. Нет, мы не хотим обманывать себя
словами; мы хотим начать с того, что мы имеем, прямо оттуда,
где мы находимся, с грязью, прилипшей к нашим башмакам, и
маленьким лучом света наших лучших дней, ибо в этом состоит
наша простая вера. Затем мы видим, что мир вокруг нас не так уж
велик, и нам хотелось бы изменить его, но мы стали слишком
скептичными по отношению к универсальным панацеям, всяким
движениям, партиям и теориям. Вот поэтому-то мы и начинаем с
самого близкого, с самого начала, т.е. с самих себя; это
немного, но это все, что мы имеем. Мы попытаемся изменить этот
маленький кусочек мира прежде, чем отправиться спасать других.
И, может быть, в конце концов это не такая уж глупая мысль,
ибо, кто знает, не является ли изменение самих себя самым
эффективным способом изменения других?
Чем может помочь нам Шри Ауробиндо на таком невысоком
уровне?
Есть Шри Ауробиндо философ, Шри Ауробиндо поэт, кем он,
по сути, и был, и провозвестник эволюции, но далеко не каждый
из нас философ или поэт, а еще менее - пророк. Возможно, мы
были бы вполне удовлетворены, если бы он просто дал нам
средство поверить в свои собственные возможности, не только в
человеческие, но и в сверхчеловеческие и божественные
возможности и не только поверить в них, но и раскрыть их в себе
шаг за шагом, _увидеть_ себя и стать бескрайними - бескрайними,
как земля, которую мы любим, и как все страны и моря, которые
находятся внутри нас. Ибо