атавизмы, наши традиции делают выбор за нас. Каждую секунду выбирают
они то, чего мы хотим или жаждем, то, что нам нравится или не нравится -
как будто жизнь проходит без нас. Когда же во всем этом проявляется
подлинное 'я' ?
..._Подлинная Природа, - говорит Шри Ауробиндо, - откладывает в нас
определенные привычки движения, личности, характера, способностей,
склонностей, тенденций - и это то, что мы обычно называем самими собой_
(%4). Мы даже не можем сказать, что данное 'я' по-настоящему устойчиво:
_Видимость стабильности создается постоянным повторением и возвращением
одних и тех же вибраций и образований_ (%4), потому что она всегда одна и
та же - длина волны, которую мы ловим, или, вернее, которая ловит нас в
соответствии с законами нашей среды или воспитания, потому что они всегда
одни и те же - вновь и вновь проходящие через наши центры ментальные,
витальные или иные вибрации, которые мы присваиваем себе автоматически,
бессознательно и непрестанно. В действительности все находится в состоянии
_постоянного движения_, все приходит к нам из разума более широкого, чем
наш - из всеобщего, из витального более широкого, чем наше - из всеобщего,
или из еще более низкий сфер - из регионов подсознательного, или из высших
сфер - сфер сверхсознательного. Таким образом, это маленькое _фронтальное
существо_ (%5) окружено, затемняется, поддерживается, пересекается и
приводится в движение целой иерархией 'миров', что было хорошо известно
древней мудрости: 'Без усилий один мир движется в другом', - говорит Риг
Веда (II.24.5). Шри Ауробиндо называет эту иерархию лестницей _планов
сознания_, которые размещаются по порядку от чистого Духа до Материи, и
каждый из которых связан с одним из наших центров. Но _мы осознаем лишь
какое-то пузырение на поверхности_. (%6)
Что же остается от нас самих во всем этом? По правде говоря, немного или
все - в зависимости от того, какой уровень сознания мы имеем в виду.
Индивидуализация сознания
Понемногу мы начинаем понимать, что такое сознание, и чувствовать, что
оно находится повсюду во вселенной, на любом уровне, и имеет
соответствующие центры в нас самих, но пока мы еще не нашли 'свое'
сознание. Может быть, потому, что сознание нельзя найти в готовом виде -
это нечто, что должно быть зажжено, как огонь. В некоторые благословенные
минуты нашей жизни мы чувствуем в нашем существе некое тепло, какие-то
внутренние волны или живую силу, которую невозможно описать словами,
которая появляется без нашего ведома, внезапно возникая из ниоткуда, без
причины, обнаженная, как нужда или пламя. В детстве нас еще часто
охватывает ощущение этого чистого восторга, этой неизъяснимой ностальгии.
Но вскоре мы вырастаем из юношеского возраста; этой силой, как и всем
остальным, завладевает разум и покрывает ее высокими идеальными словами. Он
направляет ее в русло физических усилий, профессии, церкви. Или этой силой
овладевает витальное и прикрывает ее более или менее возвышенными
сентиментами, или использует ее для какого-нибудь личного предприятия, для
осуществления господства, покорения или обладания. Иногда эта сила увязает
еще глубже. А иногда они целиком поглощается, и остается лишь подобие
жалкой тени под тяжелым бременем. Но ищущий, который заставил замолчать
свой ум и уже не становится жертвой идей, который успокоил свое витальное
существо и уже не захватывается и не уносится каждую минуту великой
неразберихой ощущений и желаний, открывает во вновь обретенной прозрачности
своей природы нечто подобное новой молодости, новый _толчок в более
высокое, свободное состояние_. По мере того, как с помощью 'активных
медитаций', с ростом стремления и потребности ищущего усиливается его
концентрация, он начинает чувствовать, что этот толчок как бы _оживает_
внутри него: 'Он ширится, выявляя то, что живет, - говорит Риг Веда
(I.113.8), - пробуждая кого-то, кто был мертв', - он почувствует, что этот
толчок обретает все более ощутимую плотность, все более явную силу и,
главное, - _независимость_, как будто внутри его существа одновременно
находятся и сила, и существо. Он заметит - сначала в своих пассивных
медитациях (в спокойствии, дома, с закрытыми глазами) - что эта сила в нем
движется, имеет массу и различную интенсивность, что она перемещается в нем
вверх и вниз, как жидкость, как некая живая субстанция. Эти движения внутри
него могут быть даже настолько мощными, что они сгибают его тело, когда
сила нисходит, или выпрямляют его и отклоняют назад, когда она