бессознательное, сверхсознательное - везде, где автор
говорит о _всеобщей_ форме сознания в противоположность _индивидуальным_
атрибутам, которые используются в современной психологии - бессознание,
подсознание.
--
с центром у основания позвоночника - этот центр управляет нашим физическим
существом и сексуальными импульсами; этот центр также открыт низшим
регионам подсознательного.
Обычно у 'нормального' человека эти центры спят или они закрыты, или же
через них проходит лишь маленький ток, необходимый для ограниченного
существования личности; в действительности человек замурован внутри самого
себя, он не может общаться с миром непосредственно и это общение ограничено
довольно узким кругом; по сути дела, он не видит других людей или предметы,
но видит себя в других, себя в предметах - везде только себя. И нет выхода
из этого положения. С помощью йоги эти центры открываются. Открытие центров
может происходить в направлении снизу вверх или сверху вниз - в зависимости
от того, применяем ли мы традиционные йогические или духовные методы, или
йогу Шри Ауробиндо. Как уже говорилось выше, с помощью концентрации и
упражнений мы можем в конце концов почувствовать Силу, пробуждающуюся у
основания позвоночника и восходящую волнообразным движением, подобно змее,
от уровня к уровню к макушке головы. На каждом из уровней эта Сила
_прорывается_ (довольно грубо) через соответствующий центр - этот центр
открывается и в то же время открывает нас всем всеобщим вибрациям или
энергиям, соответствующим частоте этого центра. В йоге Шри Ауробиндо
нисходящая Сила открывает те же самые центры в направлении сверху вниз,
открывает медленно и мягко. Очень часто низшие центры остаются не
раскрытыми и открываются лишь намного позже. Этот процесс имеет заметное
преимущество, если мы примем во внимание, что каждый центр соответствует
_всеобщему_ виду сознания или энергии: открытие низших витальных центров
или центров подсознания в самом начале подвергает нас большому риску - нас
грозят затопить не только наши мелкие личные проблемы, но и потоки
всеобщей грязи, потому что мы автоматически вступаем в контакт с
Неразберихой и Грязью мира. На самом деле, именно поэтому в традиционных
йогах необходимо присутствие Учителя, который может защитить. Нисходящая
Сила позволяет нам избежать этой опасности; мы имеем дело с низшими
центрами лишь после того, как наше существо прочно укрепилось в высшем,
сверхсознательном свете. Когда ищущий овладевает своими центрами, он
действительно начинает видеть объекты, существа, весь мир и самого себя
такими, каковы они есть, ибо он воспринимает уже не внешние признаки, не
сомнительные слова и жесты - всю эту мимикрию замурованного в себе человека
и обманчивую внешность предметов - но чистые вибрации на каждом уровне в
каждом предмете и в каждом существе, которые ничто не может замаскировать.
Но самое главное открытие касается нас самих. Если мы будем поступать
так же, как это было описано при успокоении ума, и останемся совершенно
прозрачными, то вскоре мы обнаружим, что не только ментальные вибрации
приходят извне прежде, чем они войдут в наши центры, но что _все_ приходит
извне: вибрации желания, вибрации радости, вибрации воли и т.д. Все наше
существо сверху донизу - это воспринимающая станция: _Поистине, это не мы
думаем, изъявляем волю или действуем, но мысль, воля, побуждение и действие
являются в нас [occur in us]_ (%3). Поэтому говорить 'я мыслю -
следовательно, я существую' или 'я чувствую - следовательно, я существую'
или я хочу - следовательно, я существую' - значит уподобиться ребенку,
который думает, что диктор или оркестр спрятаны в телевизоре, что телевизор
- это мыслящий орган. В действительности ни одно из этих 'я' не есть мы и
они не принадлежат нам, ибо музыка их - всеобща.
Фронтальное существо
Нам хочется не согласиться с этим, ибо в конце концов это все _наши_
ощущения, _наша_ боль, наши желания; это _наша_ чувствительность, а не
какой-то там телеграфный аппарат! В некотором смысле мы правы, это _наша_
природа в том смысле, что мы привыкли реагировать на одни вибрации больше,
чем на другие, или некоторые вещи волнуют нас или причиняют нам боль больше,
чем другие; и этот набор привычек, по крайней мере, на первый взгляд,
выкристаллизовался в личность, которую мы называем самими собой. Однако
если мы пристальнее взглянем на это, то не сможем даже сказать, что это
именно 'мы' приобрели все эти привычки. Наше окружение, наше воспитание,
наши