Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

бессознательное, сверхсознательное - везде, где автор

говорит о _всеобщей_ форме сознания в противоположность _индивидуальным_

атрибутам, которые используются в современной психологии - бессознание,

подсознание.

--

с центром у основания позвоночника - этот центр управляет нашим физическим

существом и сексуальными импульсами; этот центр также открыт низшим

регионам подсознательного.

Обычно у 'нормального' человека эти центры спят или они закрыты, или же

через них проходит лишь маленький ток, необходимый для ограниченного

существования личности; в действительности человек замурован внутри самого

себя, он не может общаться с миром непосредственно и это общение ограничено

довольно узким кругом; по сути дела, он не видит других людей или предметы,

но видит себя в других, себя в предметах - везде только себя. И нет выхода

из этого положения. С помощью йоги эти центры открываются. Открытие центров

может происходить в направлении снизу вверх или сверху вниз - в зависимости

от того, применяем ли мы традиционные йогические или духовные методы, или

йогу Шри Ауробиндо. Как уже говорилось выше, с помощью концентрации и

упражнений мы можем в конце концов почувствовать Силу, пробуждающуюся у

основания позвоночника и восходящую волнообразным движением, подобно змее,

от уровня к уровню к макушке головы. На каждом из уровней эта Сила

_прорывается_ (довольно грубо) через соответствующий центр - этот центр

открывается и в то же время открывает нас всем всеобщим вибрациям или

энергиям, соответствующим частоте этого центра. В йоге Шри Ауробиндо

нисходящая Сила открывает те же самые центры в направлении сверху вниз,

открывает медленно и мягко. Очень часто низшие центры остаются не

раскрытыми и открываются лишь намного позже. Этот процесс имеет заметное

преимущество, если мы примем во внимание, что каждый центр соответствует

_всеобщему_ виду сознания или энергии: открытие низших витальных центров

или центров подсознания в самом начале подвергает нас большому риску - нас

грозят затопить не только наши мелкие личные проблемы, но и потоки

всеобщей грязи, потому что мы автоматически вступаем в контакт с

Неразберихой и Грязью мира. На самом деле, именно поэтому в традиционных

йогах необходимо присутствие Учителя, который может защитить. Нисходящая

Сила позволяет нам избежать этой опасности; мы имеем дело с низшими

центрами лишь после того, как наше существо прочно укрепилось в высшем,

сверхсознательном свете. Когда ищущий овладевает своими центрами, он

действительно начинает видеть объекты, существа, весь мир и самого себя

такими, каковы они есть, ибо он воспринимает уже не внешние признаки, не

сомнительные слова и жесты - всю эту мимикрию замурованного в себе человека

и обманчивую внешность предметов - но чистые вибрации на каждом уровне в

каждом предмете и в каждом существе, которые ничто не может замаскировать.

Но самое главное открытие касается нас самих. Если мы будем поступать

так же, как это было описано при успокоении ума, и останемся совершенно

прозрачными, то вскоре мы обнаружим, что не только ментальные вибрации

приходят извне прежде, чем они войдут в наши центры, но что _все_ приходит

извне: вибрации желания, вибрации радости, вибрации воли и т.д. Все наше

существо сверху донизу - это воспринимающая станция: _Поистине, это не мы

думаем, изъявляем волю или действуем, но мысль, воля, побуждение и действие

являются в нас [occur in us]_ (%3). Поэтому говорить 'я мыслю -

следовательно, я существую' или 'я чувствую - следовательно, я существую'

или я хочу - следовательно, я существую' - значит уподобиться ребенку,

который думает, что диктор или оркестр спрятаны в телевизоре, что телевизор

- это мыслящий орган. В действительности ни одно из этих 'я' не есть мы и

они не принадлежат нам, ибо музыка их - всеобща.

Фронтальное существо

Нам хочется не согласиться с этим, ибо в конце концов это все _наши_

ощущения, _наша_ боль, наши желания; это _наша_ чувствительность, а не

какой-то там телеграфный аппарат! В некотором смысле мы правы, это _наша_

природа в том смысле, что мы привыкли реагировать на одни вибрации больше,

чем на другие, или некоторые вещи волнуют нас или причиняют нам боль больше,

чем другие; и этот набор привычек, по крайней мере, на первый взгляд,

выкристаллизовался в личность, которую мы называем самими собой. Однако

если мы пристальнее взглянем на это, то не сможем даже сказать, что это

именно 'мы' приобрели все эти привычки. Наше окружение, наше воспитание,

наши