ума в эволюции: он помогает нам вывести на поверхность
сознания все движения нашего существа, которые в противном случае остались
бы в состоянии бесформенной подсознательной или сверхсознательной магмы.
Кроме того, он помогает нам установить некое подобие порядка в этой
анархии, объединяя все эти мелкие феодальные государства под своей
верховной властью. Но поступая таким образом, разум скрывает от нас их
истинный голос и функции - от верховной власти до тирании всего один шаг.
Все надразумные механизмы полностью уничтожаются, а если каким-то голосам
сверхсознательного все-таки удается пробиться, то они тут же искажаются,
ослабляются и вуалируются. Подобным же образом атрофируются подсознательные
механизмы, лишая нас спонтанности чувств, которая была весьма полезна на
предыдущих стадиях эволюции и пригодилась бы и сегодня. Одни малые
части нашего существа уже поднимают бунт, в то время как другие потихоньку
накапливают силы, ожидая первой возможности бросить нам вызов. Но ищущий,
успокоивший свой ум, начнет различать все эти состояния в их обнаженной
реальности, без ментального лоска; он почувствует на различных уровнях
своего существа определенные центры концентрации, силовые сплетения (узлы),
каждое из которых обладает своим типом вибраций или своей вибрационной
частотой. Все мы переживали, по крайней мере раз в жизни, вибрации,
излучавшиеся на различных уровнях нашего существа. Например, мы могли
чувствовать великую вибрацию откровения, когда кажется, что завеса внезапно
разрывается и перед нами предстает истина, без слов, и мы даже точно не
знаем, из чего это откровение состоит - просто что-то вибрирует, и это
делает мир необыкновенно широким, светлым и ясным. Мы могли также
переживать более тяжелые вибрации гнева или страха, вибрации желания,
вибрации симпатии; при этом мы замечали, что эти вибрации пульсируют на
различных уровнях и с различной интенсивностью. Внутри нас находится целый
ряд вибрационных узлов, или _центров сознания_, каждому из которых
соответствует один специфический тип вибраций, которые можно различать и
чувствовать непосредственно в зависимости от степени нашего безмолвия и
остроты нашего восприятия. Ум - лишь _один_ из этих центров, _один_ тип
вибрации, только _одна_ форма сознания, хотя он и стремится занять первое
место.
Мы не будем ни подробно останавливаться на описании этих центров,
которое дается традицией - ибо лучше самим пережить, чем говорить об этом,
- ни обсуждать их местоположение; ищущий без труда почувствует их, как
только станет немного просветленней. Достаточно сказать, что эти центры,
называемые в Индии _Чакрами_, находятся не в нашем физическом теле, а в
другом измерении, хотя концентрация в них бывает временами столь
интенсивна, что у нас возникает острое локализованное физическое ощущение.
На самом деле, некоторые из них довольно близки к различным нервным
сплетениям нашего тела, хотя и не все.
Есть по меньшей мере семь центров, распределенных в четырех зонах. 1)
_Сверхсознательное_ с единственным центром немного выше макушки головы, *)
-- *) В соответствии с индийской традицией этот центр, называемый
'тысячелепестковым лотосом', - что выражает полноту света, светящееся
изобилие, наполняющее ищущего, когда открывается этот центр - расположен в
макушке головы. По мнению Шри Ауробиндо и по опыту многих других, то, что
ощущается в макушке головы - это не сам центр, а светящееся отражение
солнечного источника, расположенного _выше_ головы.
--
который управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими
ментальными сферами - с озаренным разумом, интуитивным разумом, глобальным
разумом и т.д. 2) _Разум_, имеющий два центра: один между бровями, который
управляет волей и динамикой нашей ментальной активности (он является также
центром тонкого видения, 'третьим глазом', о котором говорят некоторые
традиции); второй - на уровне горла, он управляет всеми формами ментального
выражения. 3) _Витальное_, имеет три центра: один - на уровне сердца -
управляет нашей эмоционлаьной жизнью (любовь, ненависть и т.д.); второй -
на уровне пупа - управляет нашими импульсами власти: господствовать,
обладать, покорять, а также нашим честолюбием и т.д.; и третий, низшее
витальное - между пупом и половым центром, на уровне брыжейкового сплетения
- управляет низшими вибрациями - ревностью, завистью, вожделением,
жадностью, гневом. 4) _Физическое и подсознательное_, *)
-- *) В этой книге мы придерживаемся терминологии Шри Ауробиндо -
подсознательное,