Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

четкие, а иногда бесформенные - и тогда они обретают форму

где-то в нас. Принципиальное назначение нашего ума - реагировать на эти

волны мысли (так же, как и на витальные волны, волны тонкой физической

энергии), принимая или отвергая их, или придавать личную ментальную форму

веществу мысли (или витальным движениям) из окружающей Силы-Природы

(Nature-Force). Я очень обязан Леле за то, что он показал мне это.

'Медитируй сидя, - сказал он, - но не думай, а лишь смотри на свой ум; ты

увидишь, как в него входят мысли; прежде, чем они смогут войти, отбрасывай

их от своего ума до тех пор, пока ум твой не станет абсолютно безмолвным

(capable of entire silence)'. Раньше я никогда не слышал о том, что можно

видеть мысли, приходящие в ум извне, но я не стал размышлять о том, правда

ли это, или возможно ли это, я просто сел и сделал это. В одно мгновение ум

мой стал спокоен, как воздух в безветрие на горной вершине, а затем я

увидел одну мысль, а потом другую, которые вполне определенным путем

приходили извне; я отбрасывал их прежде, чем они могли войти и завладеть

мозгом, и через три дня я был свободен. С этого момента, в принципе,

ментальное существо во мне стало свободным Интеллектом, всеобщим Разумом,

но не работником на фабрике мыслей, ограниченным узким кругом своих личных

мыслей, а тем, кто получает знание изо всех сотен и сотен царств бытия и

свободен выбирать то, что ему хочется в этой огромной империи видения и

империи мысли_. (%12)

Когда ищущий оглядывается назад и видит то несложное ментальное

построение, с которого он когда-то начинал, он недоумевает, как можно было

жить в такой тюрьме. Особенно поразительно для него видеть то, что в

течение многих лет он жил в окружении ограниченных мыслей и представлений о

возможном и невозможном и что по большей части люди живут за решетками: 'Не

делай того, не делай этого; это против одного закона, то - против другого;

это нелогично; это неестественно; это невозможно...' Он открывает, что все

возможно; истинное препятствие заключается в самом убеждении, что что-то

является трудным. Прожив двадцать или тридцать лет в своей ментальной

скорлупе, как какой-нибудь мыслящий моллюск, он начинает дышать свободно.

Он обнаруживает также, что разрешено вечное противоречие внутреннего и

внешнего, что это противоречие не более, чем еще одна догма нашей

ментальности. В действительности 'внешнее' повсюду внутри! Мы находимся

повсюду! Было бы заблуждением полагать, что если нам только удастся

осуществить некие идеальные условия покоя, красоты и идиллического

уединения, то все станет гораздо легче. Это не так, потому что _всегда

найдется что-нибудь_, что будет мешать нам, притом везде. Поэтому вместо

того, чтобы стремиться осуществить эти условия, мы можем с тем же рвением

решиться разрушить наши построения и принять в себя все 'внешнее' - тогда

мы будем везде дома. То же самое касается противопоставления медитации

действию; ищущий установил внутри себя безмолвие, и, следовательно, его

действие есть медитация (попутно ему откроется тот факт, что даже медитация

может быть действием): принимает ли он душ или занимается своими служебными

делами, в него вливается, вливается Сила. Он навеки созвучен мирам иным. И

в заключение он увидит, что действия его становятся более точными, более

эффективными и мощными и при этом они абсолютно не нарушают его покоя:

_Субстанция ментального существа... неподвижна, так неподвижна, что ничто

не нарушает его покоя. Если приходят мысли или действия, то они ...

проходят сквозь ум, как птицы, летящие по небу в безветренном воздухе. Они

проходят, ничего не задевая, не оставляя никакого следа. Даже если тысячи

образов, отражающих самые бурные события, пройдут через него, все равно

остается та тихая неподвижность, как если бы самим веществом ума была

субстанция вечного и нерушимого мира. Ум, который достиг такой тишины,

может начать действовать, причем интенсивно и мощно, но он сохранит при

этом свою основу - неподвижность - ничего не создавая из себя, но получая

Свыше и придавая этому ментальную форму, ничего не прибавляя от себя -

тихо, бесстрастно, но с восторгом радования Истине, с блаженной силой и

светом ее явления_. (%13)

Стоит ли напоминать, что в то время Шри Ауробиндо возглавлял

революционное движение и подготавливал партизанскую войну в Индии?

Глава 5. СОЗНАНИЕ

Однажды одному из учеников предстояло принять трудное решение. Он

обратился за советом к Шри Ауробиндо, написав ему письмо, и был сильно

обескуражен,