Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

искажается тем или иным желанием, страхом или предрассудком

(существуют и другие причины путаницы и искажения, которые мы обсудим

ниже). Поэтому безмолвный ум, как представляется, приводит к расширению

сознания, которое становится способным обратиться по желанию к любой точке

всеобщей реальности, чтобы получить оттуда то знание, которое ему

необходимо.

В этой безмолвной прозрачности мы вскоре приходим еще к одному открытию,

которое имеет исключительно важное значение для практики. Мы обнаруживаем,

что не только чужие мысли приходят к нам извне, но и наши собственные мысли

_приходят извне_. Когда мы становимся достаточно прозрачными, мы можем

чувствовать в неподвижном молчании ума маленькие вращающиеся завихрения,

которые касаются нашей атмосферы подобно маленьким, слабо различимым

вибрациям, притягивающим наше внимание. Когда мы приближаемся к ним, чтобы

'увидеть, что это такое', т.е. если мы позволяем одному из этих завихрений

войти в нас, то внезапно обнаруживаем, что наши мысли чем-то заняты: то,

что мы чувствовали на периферии нашего существа, есть мысль в своей чистой

форме или, скорее, _ментальная вибрация_, существовавшая перед тем, как

незаметно войти в нас и появиться затем на поверхности нашего существа,

приняв личную форму и давая нам право торжественно заявить: 'Это - _моя_

мысль'. Именно так тот, кто умеет хорошо читать мысли, может узнать, что

происходит даже в том человеке, чьего языка он не знает - ибо он улавливает

не мысли, а вибрации, которым затем приписывает соответствующую ментальную

форму в себе самом. Но на самом деле нам не следует особо удивляться,

потому что если бы мы были способны создать своими силами хотя бы одну

простую вещь, пусть даже крошечную мысль, то мы были бы создателями мира!

_Где то 'я' в вас, которая может создать все это?_ - спрашивала Мать. Но

обыкновенный человек не способен воспринять этот процесс - во-первых,

потому, что он живет в постоянной суете, а, во-вторых, потому, что процесс

присвоения вибраций срабатывает почти мгновенно и автоматически. Благодаря

своему воспитанию и окружению человек привыкает выбирать из всеобщего

Разума довольно узкий диапазон вибраций, которые близки ему. Весь остаток

своей жизни он будет принимать все ту же длину волны, воспроизводить все ту

же вибрационную тональность, произнося более или менее высокопарные слова,

лишь облачая их, может быть, в новые формулировки. Снова и снова будет

бродить он, совершая круги в своей клетке. Все, что мы воспринимаем как

прогресс - это более или менее обширный словарный запас, изящество и блеск

наших выражений. Но этот прогресс - лишь иллюзия. Да, мы меняем свои идеи,

но смена идей - это не продвижение вперед. Это вовсе не означает

возвыситься до более высокой или интенсивной вибрационной тональности; это

просто новый пируэт все в той же среде. Именно поэтому Шри Ауробиндо

говорил об _изменении_ сознания.

Когда ищущий увидел, что мысли приходят к нему извне и после того, как

он сотни раз повторил этот опыт, он обладает ключом к подлинному господству

над умом. Потому что избавиться от мысли после того, как она вошла и

закрепилась в нас, действительно, сложно, но отринуть ту же мысль, когда мы

видим, как она приходит к нам извне, не составляет труда. Как только мы

овладеваем безмолвием, мы становимся хозяевами ментального мира, потому что

вместо того, чтобы быть вечно прикованными к одной и той же длине волны, мы

теперь можем свободно двигаться по всему диапазону волн, принимая или

отвергая их - как нам угодно. Но давайте послушаем, как Шри Ауробиндо сам

описывает этот опыт, который он впервые пережил вместе с другим йогином,

Бхаскаром Леле, проведшим с ним три дня: _Все ментально развитые люди,

достигшие уровня выше среднего, должны так или иначе или хотя бы время от

времени или же для определенных целей разделять ум на две части - на

активную часть, которая является фабрикой мыслей, и на спокойную,

господствующую часть, которая есть одновременно Свидетель и Воля и которая

наблюдает эти мысли, рассматривает их, отвергает, исключает, принимает,

вносит поправки и изменения - Хозяин в Доме Разума, способный к

самоуправлению, самраджа. Йогин идет еще дальше - он не только становится

там хозяином, но даже оставаясь так или иначе связанным с разумом, он как

бы выходит из него и находится над ним или совсем вне него и свободен.

Образ фабрики мыслей для него уже не совсем приемлем, ибо он видит, что

мысли приходят извне, из всеобщего Разума, или всеобщей Природы - иногда

оформленные,