Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

необходимости в

том, чтобы думать. Точность и безошибочность всей нашей работы, которую

выполняет это нечто, что находится за нами или выше нас, возрастают по мере

того, как мы привыкаем обращаться к нему. Нет никакой необходимости

запоминать, потому что точная информация приходит к нам в нужную минуту;

нет никакой необходимости планировать действия, потому что скрытый источник

приводит все в действие помимо нашей воли или нашей мысли об этом, побуждая

нас делать то, что необходимо, с мудростью и предвидением, на которые наш

недальновидный ум абсолютно неспособен. Мы видим также, что чем больше мы

доверяем и подчиняемся этим неожиданным указаниям, этим мгновенным советам,

тем более частыми, ясными, властными и естественными они становятся,

напоминая иногда интуитивный процесс, но с той существенной разницей, что

наша интуиция почти всегда затуманивается и искажается разумом, который на

самом деле находит удовольствие в том, чтобы подражать ей и заставлять нас

принимать свои капризы за откровения, тогда как здесь передача

осуществляется ясно, безмолвно и точно - просто потому, что ум в покое. Мы

все имели опыт 'чудесного' разрешения проблем во сне - т.е. именно тогда,

когда останавливается машина мысли. Несомненно, прежде, чем установится

новый процесс, будут и заблуждения, и ошибки; ищущий должен быть готов к

тому, что он совершит множество ошибок ради того, чтобы научиться. Он

увидит, что на самом деле ошибки всегда являются результатом вторжения

ментального процесса: каждый раз, когда вмешивается ум, он затемняет все,

разделяет и задерживает. В конце концов, после многих испытаний и

поражений, мы поймем раз и навсегда и увидим своими глазами, что _ум - это

не орудие познания, а лишь организатор знания_, - как заметила Мать, и что

знание приходит из другого источника *) .

-- *) Об этом 'другом источнике' мы будем говорить позже, при изучении

Сверхсознательного.

--

Когда ум спокоен, все - слова, речь, действие - приходят автоматически, с

поразительной точностью и скоростью. Поистине это иной, более светлый

способ существования. Ибо _нет ничего доступного уму, чего нельзя было бы

сделать лучше при полной неподвижности ума и в безмолвии, свободном от

мысли_. (%11)

Всеобщий разум

До сих пор мы говорили о прогрессе ищущего в терминах 'внутреннего', но

прогресс этот проявляет себя и внешне. На самом деле стена, разделяющая

внутреннее и внешнее, становится все более тонкой; это разделение все

больше и больше становится похожим на искусственное соглашение,

установленное по-юношески незрелым умом, поглощенным исключительно лишь

самим собой, видящим только себя. Ищущий чувствует, как эта стена

постепенно утоньшается; он испытывает определенное изменение в конституции

своего существа, как будто он становится более светлым, более прозрачным,

как бы более пористым. Поначалу это изменение дает о себе знать неприятными

симптомами, ибо ищущий, в отличие обыкновенного человека, которого защищает

его толстая кожа, уже не имеет этой защиты - он получает мысли людей, их

желания и страсти в их истинной форме, во всей наготе, такими, как они есть

- в виде атак. И здесь мы должны подчеркнуть, что не только 'дурные мысли'

или 'злая воля' несут в себе насилие; нет ничего более агрессивного, чем

добрые намерения, высокие чувства, альтруизм - в любом случае это эго,

выпячивающее себя под видом нежности или насилия. Мы цивилизованы только на

поверхности. Под нею в нас продолжает жить каннибал. Поэтому абсолютно

необходимо, чтобы ищущий мог чувствовать и использовать эту Силу, о которой

мы говорили - с Нею он может отправляться куда угодно. И в самом деле,

космическая мудрость не допустит, чтобы такая прозрачность пришла без

соответствующей защиты. Затем, вооруженный 'своей' Силой, с успокоенным

умом, ищущий постепенно обнаруживает, что он открыт всем внешним влияниям,

ударам, которые он получает отовсюду, что расстояния - это не преграда:

никто не далек, никто не ушел, все находится вместе и происходит

одновременно; он может отчетливо воспринять мысль друга, находящегося от

него за десять тысяч миль, или чей-то гнев, или страдание брата. Стоит

только ищущему настроиться в безмолвии на какое-то конкретное место или на

человека, как он получает более или менее точное восприятие ситуации,

причем это 'более или менее' зависит от его способности сохранять

состояние безмолвия. Ибо и здесь ум все путает и искажает, потому что он

полон желаний, страхов, предубеждений и все, что он воспринимает,

немедленно