необходимости в
том, чтобы думать. Точность и безошибочность всей нашей работы, которую
выполняет это нечто, что находится за нами или выше нас, возрастают по мере
того, как мы привыкаем обращаться к нему. Нет никакой необходимости
запоминать, потому что точная информация приходит к нам в нужную минуту;
нет никакой необходимости планировать действия, потому что скрытый источник
приводит все в действие помимо нашей воли или нашей мысли об этом, побуждая
нас делать то, что необходимо, с мудростью и предвидением, на которые наш
недальновидный ум абсолютно неспособен. Мы видим также, что чем больше мы
доверяем и подчиняемся этим неожиданным указаниям, этим мгновенным советам,
тем более частыми, ясными, властными и естественными они становятся,
напоминая иногда интуитивный процесс, но с той существенной разницей, что
наша интуиция почти всегда затуманивается и искажается разумом, который на
самом деле находит удовольствие в том, чтобы подражать ей и заставлять нас
принимать свои капризы за откровения, тогда как здесь передача
осуществляется ясно, безмолвно и точно - просто потому, что ум в покое. Мы
все имели опыт 'чудесного' разрешения проблем во сне - т.е. именно тогда,
когда останавливается машина мысли. Несомненно, прежде, чем установится
новый процесс, будут и заблуждения, и ошибки; ищущий должен быть готов к
тому, что он совершит множество ошибок ради того, чтобы научиться. Он
увидит, что на самом деле ошибки всегда являются результатом вторжения
ментального процесса: каждый раз, когда вмешивается ум, он затемняет все,
разделяет и задерживает. В конце концов, после многих испытаний и
поражений, мы поймем раз и навсегда и увидим своими глазами, что _ум - это
не орудие познания, а лишь организатор знания_, - как заметила Мать, и что
знание приходит из другого источника *) .
-- *) Об этом 'другом источнике' мы будем говорить позже, при изучении
Сверхсознательного.
--
Когда ум спокоен, все - слова, речь, действие - приходят автоматически, с
поразительной точностью и скоростью. Поистине это иной, более светлый
способ существования. Ибо _нет ничего доступного уму, чего нельзя было бы
сделать лучше при полной неподвижности ума и в безмолвии, свободном от
мысли_. (%11)
Всеобщий разум
До сих пор мы говорили о прогрессе ищущего в терминах 'внутреннего', но
прогресс этот проявляет себя и внешне. На самом деле стена, разделяющая
внутреннее и внешнее, становится все более тонкой; это разделение все
больше и больше становится похожим на искусственное соглашение,
установленное по-юношески незрелым умом, поглощенным исключительно лишь
самим собой, видящим только себя. Ищущий чувствует, как эта стена
постепенно утоньшается; он испытывает определенное изменение в конституции
своего существа, как будто он становится более светлым, более прозрачным,
как бы более пористым. Поначалу это изменение дает о себе знать неприятными
симптомами, ибо ищущий, в отличие обыкновенного человека, которого защищает
его толстая кожа, уже не имеет этой защиты - он получает мысли людей, их
желания и страсти в их истинной форме, во всей наготе, такими, как они есть
- в виде атак. И здесь мы должны подчеркнуть, что не только 'дурные мысли'
или 'злая воля' несут в себе насилие; нет ничего более агрессивного, чем
добрые намерения, высокие чувства, альтруизм - в любом случае это эго,
выпячивающее себя под видом нежности или насилия. Мы цивилизованы только на
поверхности. Под нею в нас продолжает жить каннибал. Поэтому абсолютно
необходимо, чтобы ищущий мог чувствовать и использовать эту Силу, о которой
мы говорили - с Нею он может отправляться куда угодно. И в самом деле,
космическая мудрость не допустит, чтобы такая прозрачность пришла без
соответствующей защиты. Затем, вооруженный 'своей' Силой, с успокоенным
умом, ищущий постепенно обнаруживает, что он открыт всем внешним влияниям,
ударам, которые он получает отовсюду, что расстояния - это не преграда:
никто не далек, никто не ушел, все находится вместе и происходит
одновременно; он может отчетливо воспринять мысль друга, находящегося от
него за десять тысяч миль, или чей-то гнев, или страдание брата. Стоит
только ищущему настроиться в безмолвии на какое-то конкретное место или на
человека, как он получает более или менее точное восприятие ситуации,
причем это 'более или менее' зависит от его способности сохранять
состояние безмолвия. Ибо и здесь ум все путает и искажает, потому что он
полон желаний, страхов, предубеждений и все, что он воспринимает,
немедленно