и сосредоточиться, как он превращается в мощный напор. Все
приходит в полный покой. Этот ток наполняет нас. Само ощущение 'тока'
исчезает, как если бы все тело с головы до ног было заряжено огромной
энергией - плотной и прозрачной одновременно _(цельная прохладная глыба
покоя_, (%9) - говорит Шри Ауробиндо). И если наше внутреннее видение уже
начало открываться, то мы обнаруживаем, что все стало голубым. Нас как
будто проницает аквамариновый свет, мы чувствуем себя безбрежными, как
океан. Штиль без ряби. И эта неописуемая свежесть. Ощущение поистине такое,
как будто купаешься в Источнике. Эта 'нисходящая сила' на самом деле есть
не что иное, как Сила Духа - _Шакти_. Духовная сила - это не просто слово.
В конечном итоге нам уже не нужно будет закрывать глаза и уходить в себя,
чтобы почувствовать ее; мы будем ощущать ее присутствие во всякое мгновение
нашей жизни, независимо от того, чем мы заняты - едим ли, читаем или
разговариваем; мы станем свидетелями того, как эта сила будет приобретать
все бОльшую интенсивность по мере того, как наше существо будет привыкать к
ней. На самом деле речь идет об огромном количестве энергии, а мы получаем
лишь малую долю ее, ограниченную нашей 'емкостью' и восприимчивостью.
Когда ученики говорят о переживании этой нисходящей Силы, они называют
ее 'Силой Шри Ауробиндо и Матери'. При этом они не имеют в виду, что эта
_Шакти_ есть личная собственность Шри Ауробиндо и Матери - таким образом
они просто выражают тот факт, что у этой силы нет эквивалента ни в одной из
известных йог. И здесь мы подходим к фундаментальному отличию йоги Шри
Ауробиндо (_пурна-йога_) от других йог. Ведь отличительной чертой
традиционных йогических систем является то, что после определенного периода
занятий практикующие начинаю ощущать _восходящую_ (а не нисходящую, как в
йоге Шри Ауробиндо) силу (называемую в Индии _кундалини_), которая
пробуждается - довольно грубо - у основания позвоночного столба и затем
восходит от уровня к уровню до тех пор, пока не достигает макушки головы,
где она 'распускается' в некую светящуюся, излучающую пульсацию, что
сопровождается ощущением необъятности (и часто - потерей сознания,
называемой экстазом), как если бы человек выходил в вечное Потустороннее.
Все йогические методы, которые можно назвать термогенетическими (_асаны_
хатха-йоги, все виды концентрации раджа-йоги, дыхательные упражнения или
_пранаяма_ и т.д.), направлены на пробуждение этой восходящей силы. Они
могут быть опасны и создать глубокие нарушения - здесь необходимы
присутствие и защита просветленного Учителя. Мы еще вернемся к этой теме.
Это различие в направлении тока - восходящее - нисходящее - объясняется
различием целей этих йог, которое невозможно переоценить. Традиционные йоги
и, как мы полагаем, религиозные учения Запада стремятся, по сути дела, к
освобождению сознания: все существо, охваченное стремлением ввысь,
устремляется туда; ищущий пытается пробиться за пределы видимого и выйти
вверх, в Покой или экстаз. Отсюда как следствие - пробуждение восходящей
Силы. Но целью Шри Ауробиндо, как мы видели, является не только
восхождение, но и нисхождение, не только найти вечный Покой, но и
преобразовать Жизнь и Материю, начав с той маленькой частички жизни и
материи, которую представляем собою мы. Отсюда, как следствие -
пробуждение или, скорее, 'отклик' нисходящей Силы. Переживание нисходящего
тока - это переживание преобразующей Силы. Именно эта сила будет делать за
нас йогу - делать автоматически (если мы позволим), именно она обновит
нашу, быстро истощающуюся энергию и неуклюжие усилия, именно эта сила
начнет действовать там, где кончаются другие йоги, озаряя сначала вершину
нашего существа, а затем нисходя от уровня к уровню - мягко, спокойно и
неотразимо (она никогда не действует грубо, жестко; сила удивительным
образом отмерена, как будто ею руководит непосредственно Мудрость Духа), и
именно эта сила сделает универсальным [всеобщим] все наше существо вплоть
до самых низших слоев. Таково основное переживание интегральной йоги.
_Когда устанавливается Покой, эта высшая, или Божественная Сила свыше,
сможет низойти и работать в нас. Обычно она нисходит сначала в голову и
освобождает внутренние центры разума, затем - в сердечный центр... затем -
в область пупа и другие витальные центры... затем - в крестцовую область и
ниже. ... Она работает одновременно и ради совершенства, и для
освобождения; она берет часть за частью всю нашу природу и работает с ней,
отвергая то,