Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

в себе

абсурдность, иллюзорность, скептицизм, даже какую-то мятежность. Мы должны

идти дальше. Раз мы взялись за йогу, нам нужно идти _до конца_ - неважно,

до какого именно, - ибо если мы потеряем нить, то можем уже никогда не

найти ее. И это, действительно, испытание. Просто ищущий должен понять, что

он рождается к другой жизни, и его новые глаза, новые органы чувств еще не

сформировались; он подобен новорожденному, только что явившемуся на свет.

На самом деле, это не умаление сознания, но переход к другому сознанию:

_Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог

наполнить ее_. (%7) Единственным средством, к которому мы можем обратиться

в данных обстоятельствах - это держаться нашего стремления, позволить ему

расти и расти именно потому, что мы ощущаем ужасную недостаточность всего

вокруг - расти подобно огню, в который мы кидаем все наши старые одежды,

нашу старую жизнь, наши старые идеи, наши чувства; просто мы должны иметь

непоколебимую веру в то, что за этим переходом откроется дверь. И вера наша

не безрассудна, это не глупость доверчивости, но _предчувствие_

[pre-connaissance] - что-то, что знает раньше, чем мы, видит раньше нас и

посылает свое видение и знание на поверхность как стремление, искание,

необъяснимую веру. _Вера, - говорит Шри Ауробиндо, - это интуиция, которая

не только ожидает опыта, подтверждающего ее, но и ведет к опыту_. (%8)

Нисхождение силы

Мало-помалу пустота заполняется. У нас появляется целый ряд наблюдений и

переживаний значительной важности, но их невозможно представить в виде

логической последовательности, потому что с того момента, как мы покидаем

старый мир, мы обнаруживаем, что все возможно и прежде всего что не бывает

двух одинаковых случаев - нам открывается ложь всех духовных догматов.

Здесь мы можем дать лишь несколько основных направлений опыта.

Прежде всего, когда в уме довольно прочно установилось если и не

абсолютное безмолвие, то во всяком случае покой, когда наше стремление,

наша потребность выросли и стали постоянными, когда они стали подобны не

закрытой ране внутри нас - чувству внутренней пустоты, которую ничто не

может заполнить, - мы наблюдаем феномен, имеющий огромные последствия для

всей нашей последующей йоги. Вокруг головы, и особенно в затылке, мы

ощущаем какое-то необычное давление. Вначале нам может показаться, что это

- головная боль; мы не можем долго выносить ее и пытаемся от нее

избавиться, отвлекаясь на что-нибудь или 'пытаясь думать о чем-то другом'.

Постепенно это давление обретает более конкретную форму, и мы действительно

начинаем чувствовать _нисходящий_ ток силы, который не похож на бьющий

электрический ток, но, скорее, подобен текучей массе. И тогда мы понимаем,

что 'давление' или ложная головная боль вначале были вызваны ничем иным,

как нашим сопротивлением нисхождению этой Силы, и единственное, что нам

нужно делать, - это не препятствовать этому потоку, задерживая его в

голове, а позволить ему низойти во все слои нашего существа - с головы до

пят. Вначале это нерегулярный, спазматический ток, и необходимо небольшое

сознательное усилие для того, чтобы вновь связаться с ним, когда он

исчезает. Потом он становится непрерывным, естественным и возникает

спонтанно, автоматически, принося приятное ощущение свежей энергии - это

подобно новому дыханию, дыханию более полному, чем дыхание легкими. Этот

поток окружает, омывает, озаряет нас и придает нам устойчивость. Физическое

ощущение почти такое же, как при быстрой ходьбе на ветру. Мы не осознаем

по-настоящему его истинной силы (он входит в нас постепенно, маленькими

дозами) до тех пор, пока по той или иной причине - отвлечение внимания,

ошибка или неумеренность в чем-либо - мы не оказываемся отрезанными от

этого потока. Тогда мы вдруг чувствуем себя опустошенными, съежившимися,

как будто нам не хватает кислорода; возникает очень неприятное ощущение,

как будто мы физически сократились в размерах, как высохшее, лишенное

запаха и цвета яблоко, из которого выжали сок. И мы искренне недоумеваем,

как мы могли жить без этого прежде. Это первый признак преображения наших

энергий. Вместо того, чтобы обращаться к привычному источнику, который

находится вокруг нас во всеобщей жизни, мы черпаем свыше. Эта энергия -

гораздо более ясная, постоянная, без перерывов и, главное, - гораздо более

динамичная. В нашей повседневной жизни, в гуще нашей работы и тысяч иных

забот ток силы бывает довольно слаб поначалу, но стоит нам на минуту

остановиться