в себе
абсурдность, иллюзорность, скептицизм, даже какую-то мятежность. Мы должны
идти дальше. Раз мы взялись за йогу, нам нужно идти _до конца_ - неважно,
до какого именно, - ибо если мы потеряем нить, то можем уже никогда не
найти ее. И это, действительно, испытание. Просто ищущий должен понять, что
он рождается к другой жизни, и его новые глаза, новые органы чувств еще не
сформировались; он подобен новорожденному, только что явившемуся на свет.
На самом деле, это не умаление сознания, но переход к другому сознанию:
_Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог
наполнить ее_. (%7) Единственным средством, к которому мы можем обратиться
в данных обстоятельствах - это держаться нашего стремления, позволить ему
расти и расти именно потому, что мы ощущаем ужасную недостаточность всего
вокруг - расти подобно огню, в который мы кидаем все наши старые одежды,
нашу старую жизнь, наши старые идеи, наши чувства; просто мы должны иметь
непоколебимую веру в то, что за этим переходом откроется дверь. И вера наша
не безрассудна, это не глупость доверчивости, но _предчувствие_
[pre-connaissance] - что-то, что знает раньше, чем мы, видит раньше нас и
посылает свое видение и знание на поверхность как стремление, искание,
необъяснимую веру. _Вера, - говорит Шри Ауробиндо, - это интуиция, которая
не только ожидает опыта, подтверждающего ее, но и ведет к опыту_. (%8)
Нисхождение силы
Мало-помалу пустота заполняется. У нас появляется целый ряд наблюдений и
переживаний значительной важности, но их невозможно представить в виде
логической последовательности, потому что с того момента, как мы покидаем
старый мир, мы обнаруживаем, что все возможно и прежде всего что не бывает
двух одинаковых случаев - нам открывается ложь всех духовных догматов.
Здесь мы можем дать лишь несколько основных направлений опыта.
Прежде всего, когда в уме довольно прочно установилось если и не
абсолютное безмолвие, то во всяком случае покой, когда наше стремление,
наша потребность выросли и стали постоянными, когда они стали подобны не
закрытой ране внутри нас - чувству внутренней пустоты, которую ничто не
может заполнить, - мы наблюдаем феномен, имеющий огромные последствия для
всей нашей последующей йоги. Вокруг головы, и особенно в затылке, мы
ощущаем какое-то необычное давление. Вначале нам может показаться, что это
- головная боль; мы не можем долго выносить ее и пытаемся от нее
избавиться, отвлекаясь на что-нибудь или 'пытаясь думать о чем-то другом'.
Постепенно это давление обретает более конкретную форму, и мы действительно
начинаем чувствовать _нисходящий_ ток силы, который не похож на бьющий
электрический ток, но, скорее, подобен текучей массе. И тогда мы понимаем,
что 'давление' или ложная головная боль вначале были вызваны ничем иным,
как нашим сопротивлением нисхождению этой Силы, и единственное, что нам
нужно делать, - это не препятствовать этому потоку, задерживая его в
голове, а позволить ему низойти во все слои нашего существа - с головы до
пят. Вначале это нерегулярный, спазматический ток, и необходимо небольшое
сознательное усилие для того, чтобы вновь связаться с ним, когда он
исчезает. Потом он становится непрерывным, естественным и возникает
спонтанно, автоматически, принося приятное ощущение свежей энергии - это
подобно новому дыханию, дыханию более полному, чем дыхание легкими. Этот
поток окружает, омывает, озаряет нас и придает нам устойчивость. Физическое
ощущение почти такое же, как при быстрой ходьбе на ветру. Мы не осознаем
по-настоящему его истинной силы (он входит в нас постепенно, маленькими
дозами) до тех пор, пока по той или иной причине - отвлечение внимания,
ошибка или неумеренность в чем-либо - мы не оказываемся отрезанными от
этого потока. Тогда мы вдруг чувствуем себя опустошенными, съежившимися,
как будто нам не хватает кислорода; возникает очень неприятное ощущение,
как будто мы физически сократились в размерах, как высохшее, лишенное
запаха и цвета яблоко, из которого выжали сок. И мы искренне недоумеваем,
как мы могли жить без этого прежде. Это первый признак преображения наших
энергий. Вместо того, чтобы обращаться к привычному источнику, который
находится вокруг нас во всеобщей жизни, мы черпаем свыше. Эта энергия -
гораздо более ясная, постоянная, без перерывов и, главное, - гораздо более
динамичная. В нашей повседневной жизни, в гуще нашей работы и тысяч иных
забот ток силы бывает довольно слаб поначалу, но стоит нам на минуту
остановиться