медитациями в
идиллической обстановке просто невозможно. _В нашем духовном уединении мы
можем закостенеть и обнаружить позднее, что нам трудно во всей полноте
[triumphantly] излить себя вовне и применить к жизни наши достижения,
относящиеся к высшей Природе. Когда мы обратимся к внешнему, чтобы к нашим
внутренним завоеваниям присоединить и это царство, то обнаружим, что мы
слишком привыкли к чисто субъективной деятельности, которая на материальном
плане неэффективна. Преобразовать внешнюю жизнь и тело будет чрезвычайно
трудно. Или же мы обнаружим, что наши действия не соответствуют внутреннему
свету; они продолжают следовать привычными ложными путями и подчиняться
старым несовершенным влияниям. Истина внутри нас по-прежнему отделена
болезненным разрывом от невежественного механизма нашей внешней природы.
... Все происходит так, как если бы мы жили в другом мире, мире более
широком и более тонком, но не имели бы никакого не только божественного
воздействия, но и никакого иного, даже самого малого, влияния на
материальное и земное существование_ (%6). Поэтому единственное решение -
практиковать успокоение ума там, где это _кажется_ труднее всего: на улице,
в метро, за работой - везде. Вместо того, чтобы проходить четыре раза в
день по бульвару Сен-Мишель, вечно спеша, как будто за нами кто-то гонится,
мы можем идти, сознавая все внутри и вовне, как и подобает ищущему. Вместо
того, чтобы жить от случая к случаю, рассеянными во множестве мыслей,
которые не только не приносят никакого удовольствия, но и выматывают, как
испорченная пластинка, мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания
и работать - работать над собой - каждую минуту. И тогда жизнь становится
удивительно увлекательной, потому что малейшее обстоятельство становится
возможностью для победы - мы _сосредоточены_, мы куда-то идем вместо того,
чтобы идти в никуда.
Ибо йога - это не способ действия, но способ существования.
Переходный период
Итак, мы заняты поисками иной страны. Но нам следует знать о том, что
между той страной, которую мы покидаем, которой мы еще не достигли, лежит
ничья земля [no-man's-land], в которой все находится в крайнем смятении.
Это период испытания, продолжительность которого зависит от нашей
собственной решимости. Но, как известно, история духовного восхождения
человека с незапамятных времен - от восточных, египетских или орфических
инициаций и до поисков чаши Грааля - всегда сопровождалась испытаниями.
Может быть, эти испытания и поражали воображение своей необычностью и
таинственностью, но, в конце концов, что особенного в том, чтобы заключить
себя в саркофаг под звуки флейт или отметить у погребального костра
собственные похороны? Сегодня ритуалы с саркофагами стали публичными, а
жизнь некоторых людей подобна похоронам. ПОэтому имеет смысл совершить
определенные усилия для того, чтобы выбраться из всего этого. А, кроме
того, если вглядеться попристальнее в окружающее, то терять-то нам почти
нечего.
Основная трудность переходного периода - это внутренняя пустота. После
того, как мы долго жили в ментальном возбуждении, мы вдруг начинаем
чувствовать себя так, как чувствует себя выздоравливающий после серьезной
болезни - немного растерянными, со странным шумом в голове; мир кажется нам
ужасно шумным и утомительным. Мы становимся чрезвычайно чувствительными -
создается такое впечатление, будто мы ударяемся обо все на свете - о серых
и агрессивных людей, о тяжелые предметы, об отвратительные события - весь
мир представляется нам сплошным абсурдом. Это верный признак начала
погружения вовнутрь. Однако, если мы пытаемся с помощью медитации
сознательно нисходить внутрь себя, то находим там все ту же пустоту -
что-то вроде темного колодца или аморфного безразличия; если мы настойчиво
продолжаем наше нисхождение, то можем даже погрузиться в сон - на две
секунды, десять секунд, две минуты, иногда больше; на самом деле, это не
обычный сон - мы лишь переходим в другое сознание, но пока еще нет _связи_
между ним и нашим обычным сознанием и кажется, что мы выходим из него не
более просвещенными, чем вошли. Такое состояние, характерное для
переходного периода, может привести к своего рода нигилизму довольно
нелепому: нет ничего вовне, но и внутри - тоже ничего. И по ту, и по эту
сторону - ничто. И именно здесь мы должны быть очень осторожны, чтобы после
того, как мы разрушили наши внешние ментальные построения, не стать
пленниками иной конструкции, обладающей ложной глубиной и несущей