Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

медитациями в

идиллической обстановке просто невозможно. _В нашем духовном уединении мы

можем закостенеть и обнаружить позднее, что нам трудно во всей полноте

[triumphantly] излить себя вовне и применить к жизни наши достижения,

относящиеся к высшей Природе. Когда мы обратимся к внешнему, чтобы к нашим

внутренним завоеваниям присоединить и это царство, то обнаружим, что мы

слишком привыкли к чисто субъективной деятельности, которая на материальном

плане неэффективна. Преобразовать внешнюю жизнь и тело будет чрезвычайно

трудно. Или же мы обнаружим, что наши действия не соответствуют внутреннему

свету; они продолжают следовать привычными ложными путями и подчиняться

старым несовершенным влияниям. Истина внутри нас по-прежнему отделена

болезненным разрывом от невежественного механизма нашей внешней природы.

... Все происходит так, как если бы мы жили в другом мире, мире более

широком и более тонком, но не имели бы никакого не только божественного

воздействия, но и никакого иного, даже самого малого, влияния на

материальное и земное существование_ (%6). Поэтому единственное решение -

практиковать успокоение ума там, где это _кажется_ труднее всего: на улице,

в метро, за работой - везде. Вместо того, чтобы проходить четыре раза в

день по бульвару Сен-Мишель, вечно спеша, как будто за нами кто-то гонится,

мы можем идти, сознавая все внутри и вовне, как и подобает ищущему. Вместо

того, чтобы жить от случая к случаю, рассеянными во множестве мыслей,

которые не только не приносят никакого удовольствия, но и выматывают, как

испорченная пластинка, мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания

и работать - работать над собой - каждую минуту. И тогда жизнь становится

удивительно увлекательной, потому что малейшее обстоятельство становится

возможностью для победы - мы _сосредоточены_, мы куда-то идем вместо того,

чтобы идти в никуда.

Ибо йога - это не способ действия, но способ существования.

Переходный период

Итак, мы заняты поисками иной страны. Но нам следует знать о том, что

между той страной, которую мы покидаем, которой мы еще не достигли, лежит

ничья земля [no-man's-land], в которой все находится в крайнем смятении.

Это период испытания, продолжительность которого зависит от нашей

собственной решимости. Но, как известно, история духовного восхождения

человека с незапамятных времен - от восточных, египетских или орфических

инициаций и до поисков чаши Грааля - всегда сопровождалась испытаниями.

Может быть, эти испытания и поражали воображение своей необычностью и

таинственностью, но, в конце концов, что особенного в том, чтобы заключить

себя в саркофаг под звуки флейт или отметить у погребального костра

собственные похороны? Сегодня ритуалы с саркофагами стали публичными, а

жизнь некоторых людей подобна похоронам. ПОэтому имеет смысл совершить

определенные усилия для того, чтобы выбраться из всего этого. А, кроме

того, если вглядеться попристальнее в окружающее, то терять-то нам почти

нечего.

Основная трудность переходного периода - это внутренняя пустота. После

того, как мы долго жили в ментальном возбуждении, мы вдруг начинаем

чувствовать себя так, как чувствует себя выздоравливающий после серьезной

болезни - немного растерянными, со странным шумом в голове; мир кажется нам

ужасно шумным и утомительным. Мы становимся чрезвычайно чувствительными -

создается такое впечатление, будто мы ударяемся обо все на свете - о серых

и агрессивных людей, о тяжелые предметы, об отвратительные события - весь

мир представляется нам сплошным абсурдом. Это верный признак начала

погружения вовнутрь. Однако, если мы пытаемся с помощью медитации

сознательно нисходить внутрь себя, то находим там все ту же пустоту -

что-то вроде темного колодца или аморфного безразличия; если мы настойчиво

продолжаем наше нисхождение, то можем даже погрузиться в сон - на две

секунды, десять секунд, две минуты, иногда больше; на самом деле, это не

обычный сон - мы лишь переходим в другое сознание, но пока еще нет _связи_

между ним и нашим обычным сознанием и кажется, что мы выходим из него не

более просвещенными, чем вошли. Такое состояние, характерное для

переходного периода, может привести к своего рода нигилизму довольно

нелепому: нет ничего вовне, но и внутри - тоже ничего. И по ту, и по эту

сторону - ничто. И именно здесь мы должны быть очень осторожны, чтобы после

того, как мы разрушили наши внешние ментальные построения, не стать

пленниками иной конструкции, обладающей ложной глубиной и несущей