Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

сменяют друг друга. _В определенном смысле мы есть ни что иное,

как сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых

вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями -

амальгама из многих самоповторяющихся сил и нескольких основных вибраций_.

(%3) К восемнадцати годам мы как будто сформировались, сформировались наши

главные вибрации. А затем вокруг этой первичной структуры все более

плотными слоями, слоями все более изысканными и утонченными непрестанно

наращивается одно и то же - то, что имеет тысячу лиц и что мы называем

культурой или нашим 'я'. В действительности мы заключены в какую-то

_конструкцию_ - она может быть совершенно непроницаемой, без малейшего

отверстия, или изящной, как минарет, но так или иначе мы замурованы - в

гранитной ли оболочке или в стеклянной статуе. Мы без конца повторяем самих

себя, жужжим всегда одно и то же. Первая задача йоги - это научиться

свободно дышать. И разрушить, конечно, эту _ментальную завесу_, которая

пропускает лишь один вид вибраций, раскрыть, наконец, многоцветную

бесконечность вибраций, увидеть мир и людей такими, каковы они есть в

действительности, и найти внутри себя другое 'я', которое невозможно

оценить на ментальном уровне.

Активная медитация

Когда мы сидим с закрытыми глазами с тем, чтобы установить молчание ума,

вначале мы оказываемся затопленными потоком мыслей. Они появляются

отовсюду, подобно испуганным или даже агрессивным крысам. Есть только один

путь как их утихомирить: пытаться выполнять это вновь и вновь, терпеливо и

настойчиво, а главное - не делать ошибки: не бороться с умом ментально -

необходимо сконцентрироваться на другом. У всех у нас над умом или глубоко

внутри есть _стремление_ - то самое, что привело нас на путь, некий пароль,

который имеет для нас особое значение. Если мы придерживаемся этого

стремления, то работать становится легче, из отрицательной работа

превращается в положительную, и чем больше мы повторяем наш пароль, тем

более действенным он становится. Можно также использовать образ, например,

безбрежный океан, гладкую поверхность без зыби, на которой мы лежим, по

которой мы плывем, становясь этой спокойной беспредельностью. Так мы учимся

не только успокоению ума, но и расширению сознания. На самом деле, каждый

должен найти свой путь, и чем меньше напряжения вкладывается в эти поиски,

тем быстрее придет успех: _Можно начать тот или иной процесс ради цели,

которая обычно требует длительной работы, и пережить при этом, даже

вначале, быстрое вмешательство или явление Безмолвия с результатами,

которые не соизмеримы с теми средствами, которые были использованы вначале.

Начинают практиковать некий метод, но работу принимает на себя Милость

свыше - от Того, к чему стремятся, - или же, это другой случай, она

свершается внезапным вторжением бесконечности Духа. Именно таким путем я

сам пришел к абсолютному безмолвию ума, о котором я не мог иметь

представления прежде, чем получил реальное переживание_. (%4)

Действительно, это чрезвычайно важный момент. Ведь можно подумать, что все

эти красивые и интересные йогические переживания находятся далеко за

пределами обычных человеческих возможностей; куда уж таким, как мы, достичь

этого. Наша ошибка заключается в том, что по нашему нынешнему 'я' мы судим

о возможностях другого 'я'. При этом в ходе йоги _автоматически_,

вследствие одного лишь факта, что человек встал на путь, пробуждается целый

ряд скрытых способностей и невидимых сил, которые во всех отношениях

превосходят возможности нашего внешнего существа и могут делать за нас то,

чего при обычных условиях мы делать не можем: _Нужно расчистить проход

между внешним разумом и чем-то во внутреннем существе, ... ибо они

(йогическое сознание и его силы) уже находятся внутри вас_, (%5) и лучший

способ 'очищения' этого прохода - заставить замолчать ум. Мы не знаем, кто

мы такие, и еще меньше знаем о том, на что мы способны.

Но упражнения в медитации не являются подлинным решением проблемы (хотя

вначале они могут быть необходимы для того, чтобы сообщить нам начальный

импульс), потому что даже если мы достигаем относительного безмолвия ума,

мы теряем его сразу же за порогом нашего убежища, попадая в привычную

суету, подвергаясь привычным разделениям внутреннего и внешнего, жизни

внутренней и жизни мирской. Нам нужна жизнь во всей ее полноте, мы хотим

жить в истине нашего существа каждый день, каждую минуту, а не только по

праздникам или в уединении. И достичь этого блаженными