Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

интеллектуального развития, - говорил Шри

Ауробиндо ученику, - было время, когда я мог ясно видеть, что то, что

говорит интеллект, может быть и верно, и неверно, что то, что интеллект

подтверждает - истинно, но истинно и противоположное. Принимая какую-либо

истину умом, я всегда держал его при этом открытым для ее

противоположности. ... И первым результатом такого подхода стало то, что

престиж интеллекта упал!_ (%4)

Шри Ауробиндо подошел к поворотной точке своего развития: храмы не

интересовали его, а книги были для него пусты. Один приятель посоветовал

ему заняться йогой; Шри Ауробиндо отказался: _Йога, которая требует

отречения от мира - не для меня, (%5) я чувствовал чуть ли не отвращение к

спасению собственной души, которое предоставляет мир его судьбе_. (%6)

Но однажды Шри Ауробиндо стал свидетелем любопытной сцены, которая для

Индии не представляла собой чего-то необычного (однако обыденность часто

бывает лучшим толчком для пробуждения внутренних движений). Его брат Барин

страдал тяжелой лихорадкой (Барин родился, когда Шри Ауробиндо находился в

Англии, он стал тайным агентом Шри Ауробиндо в период организации

индийского сопротивления в Бенгалии), когда к ним в дом вошел один из тех

полунагих бродячих монахов, вымазанных золой, которых называют

_нага-саньясинами_. Вероятно, он ходил от дома к дому, выпрашивая пищу

согласно своему обычаю, когда заметил закутанного в одеяла Барина,

трясущегося в лихорадке. Без единого слова он попросил стакан воды,

начертил над ним какой-то знак, пропел _мантру_ и дал выпить воду Барину.

Через пять минут Барин был здоров, а монах исчез. Шри Ауробиндо, конечно,

слышал о необыкновенных силах этих аскетов, но на этот раз он видел это

своими глазами. Он понял, что йога может служить не только спасению. А ему

нужна была _сила_, чтобы освободить Индию: _Во мне был агностик, во мне был

атеист, во мне был скептик, и я не был абсолютно уверен, существует ли Бог

вообще... Я чувствовал, что где-то в этой йоге должна заключаться

могущественная истина... Поэтому, когда я обратился к йоге и решил

практиковать ее и выяснить, верна ли моя мысль, то вот в каком духе и с

какой молитвой, обращенной к Нему, я сделал это: 'Если Ты существуешь, Ты

знаешь мое сердце. Ты знаешь, что я не прошу Мукти [освобождения], и я не

прошу ничего, что просят другие. Я прошу только дать мне силу поднять эту

нацию и позволить мне жить и работать для этого народа, который я люблю...'_

(%7) Так вступил на путь Шри Ауробиндо.

Глава 4. БЕЗМОЛВИЕ РАЗУМА

Ментальные построения

Первым этапом в йоге Шри Ауробиндо и главной задачей, решение которой

послужит ключом ко многим постижениям, является установление безмолвия

в разуме. Могут спросить: зачем нужно это безмолвие ума? Очевидно, если мы

хотим открыть новую страну внутри себя, то для начала нам необходимо

покинуть старую, и все зависит от решимости, с которой мы делаем этот

первый шаг. Иногда это похоже на вспышку. Что-то кричит в нас: 'Довольно

этой болтовни!', и мы сразу оказываемся на пути и идем не оборачиваясь

назад. Другие говорят 'да', затем 'нет' - они колеблются до бесконечности

между двумя мирами. Еще раз подчеркнем, что мы не стремимся оторвать от

себя то, что у нас уже есть и что досталось нам тяжелым трудом, во имя

Мудрости - Мира - Просветленности, и постараемся избегать слов высоких и

пустых; мы стремимся не к святости, а к юности - вечной юности вечно

растущего существа, мы стремимся не к ущемленному бытию, но к существованию

более совершенному и прежде всего более широкому: _Не приходило ли вам

когда-нибудь в голову, что если бы они действительно стремились к чему-то

холодному, темному и мрачному, то они были бы не мудрецами, а ослами?_ (%1)

- как-то шутя заметил Шри Ауробиндо.

Действительно, когда останавливается машина ума, человек делает разного

рода открытия и, прежде всего, он понимает, что если способность думать -

это замечательный дар, то _способность не думать_ (%2) - дар гораздо более

великий. Пусть ищущий попытается не думать хотя бы в течение нескольких

минут - он быстро увидит, с чем имеет дело! Он поймет, что живет в

невидимом хаосе, в изматывающем непрестанном вихре, заполненном

исключительно его мыслями, его ощущениями, побуждениями и реакциями - 'я',

всегда 'я' - гном-переросток, который во все вмешивается, все затемняет,

видит и слышит только себя, знает только себя (если вообще знает!), гном,

чьи неизменные темы создают иллюзию новизны лишь благодаря тому, что они

постоянно