- скажет Мать, его будущий соратник в труде. Шри
Ауробиндо скоро понял, что газетных статей недостаточно для того, чтобы
пробудить страну; он начал подпольную работу, которая привела его на порог
виселицы. В течение тринадцати лет Шри Ауробиндо будет играть с огнем.
Однако в этом молодом человеке не было ни излишней суетливости, ни
фанатизма. 'Его улыбка была простой, как у ребенка, и такой же прозрачной и
нежной', - писал его учитель бенгальского языка, который жил вместе с ним в
течение двух лет (Шри Ауробиндо, естественно, начал изучать свой родной
язык). С трогательным простодушием он добавляет: 'Прежде, чем я встретил
Ауробиндо, я представлял его рослым, безупречно одетым с ног до головы на
европейский манер, со строгим взглядом из-под очков, ужасным акцентом (из
Кембриджа, конечно!) и очень трудным характером... Кто бы мог подумать, что
этот смуглый молодой человек с мягкими мечтательными глазами, длинными
волнистыми волосами, разделенными посередине и ниспадающими на шею, одетый
в обычное грубое ахмедабадское _дхоти_ и облегающую индийскую куртку,
обутый в старомодные туфли с загнутыми носками, чье лицо было слегка
отмечено оспой, был ни кто иной, как _господин_ Ауробиндо Гхош, живое
вместилище французского, латыни и греческого?'
На самом деле Шри Ауробиндо еще не покончил с книгами, интеллектуальный
период, начатый на Западе, еще не завершился; он поглощал книги, заказанные
из Бомбея и Калькутты.'Ауробиндо, бывало, сидел за своим столом, -
продолжает его учитель бенгальского, - и читал при свете масляной лампы до
часу ночи, безучастный к нестерпимым укусам москитов. Я наблюдал, как он
часами сидит в одной и той же позе, с глазами, устремленными в книгу, как
йогин, захваченный созерцанием Божественного, не сознающий ничего, что
происходит вокруг. Случись в доме пожар, он не прервал бы своей
концентрации'. Он читал английские, русские, немецкие и французские романы,
а также во все возрастающем количестве священные книги Индии - Упанишады,
Бхагавадгиту, Рамаяну, хотя он никогда не был в храме или был только как
наблюдатель. 'Однажды, вернувшись из колледжа, - вспоминает один из его
друзей, - Шри Ауробиндо сел, взял наугад первую попавшуюся книгу и стал
читать, в то время, как Х. с друзьями затеяли шумную игру в шахматы. Через
полчаса он отложил книгу в сторону и выпил чашку чая. Мы уже много раз
наблюдали, как он делает это, и с нетерпением ждали случая, чтобы
проверить, читает ли он книги от корки до корки или просто кое-как
просматривает несколько страниц. Испытание началось. Х. открыл книгу,
прочел вслух одну строчку и попросил Шри Ауробиндо вспомнить, что следует
дальше. Шри Ауробиндо сосредоточился на секунду, а затем воспроизвел по
памяти всю страницу без единой ошибки. Если он мог прочесть сто страниц за
полчаса, то нет ничего удивительного в том, что он смог прочесть уйму книг
за такое невероятно короткое время'. Но Шри Ауробиндо не удовлетворился
чтением переводов священных текстов; он начал изучать санскрит, причем -
характерный для него факт - изучать самостоятельно; когда о каком-либо
предмете было известно, что его трудно или невозможно изучить, он обычно
отклонял любую помощь, отказываясь принять от кого-либо хоть одно слово -
будь то грамматик, пандит или священник - всегда пытаясь овладеть предметом
без посторонней помощи, непосредственно. По-видимому, метод этот имеет свои
достоинства, ибо он не только изучил санскрит, но и несколькими годами
позже смог постичь утерянный смысл Вед *).
-- *) Ведический период, предшествовавший периоду Упанишад, относится ко
времени до 4000 г. до н.э.
--
Однако пришел день, когда Шри Ауробиндо почувствовал, что с него
достаточно интеллектуальных упражнений. Вероятно, он осознал, что можно
бесконечно накапливать знания, читая книги и изучая языки, но даже изучив
все языки и прочтя все книги на свете, можно при этом не продвинуться ни на
шаг. Ведь ум, на самом деле, стремится не к познанию, хотя и кажется, что
это так - он стремится перемалывать что-нибудь. Его потребность в знании -
это, прежде всего, потребность в чем-то, что можно перемалывать,
пережевывать. Если бы вдруг вся эта машина остановилась из-за того, что
знание было бы достигнуто, то ум сразу бы восстал и нашел какой-нибудь
новый объект, который бы он мог перемалывать - просто ради самого
перемалывания. Такова его функция. То, что в нас стремится к знанию и
прогрессу - это не ум, а нечто, что находится за ним и пользуется им:
_Основным периодом моего