Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

миром или нет - здесь, в конце концов,

нет большой разницы, если знание о Духе в жизни не сопровождается властью

над жизнью:

Ведь истина и знанье лишь отблеск пустой,

Когда Знанье бессильно мир изменить.

(For truth and knowledge are an idle gleam

If Knowledge brings not power to change the world.) (%6)

Утерянная Тайна была не просто истиной теоретического порядка, это была

реальная власть Духа над Материей. Именно эту практическую Тайну Шри

Ауробиндо собирался заново отыскать - шаг за шагом, путем опыта,

отважившись отправиться как за пределы западного мировосприятия, так и за

пределы индусской религиозной традиции. Ибо воистину подлинная сущность

является тогда, когда все забыто.

Глава 3. КОНЕЦ ИНТЕЛЛЕКТА

Четырнадцать лет понадобилось Шри Ауробиндо для того, чтобы пройти путь

Запада; почти столько же времени он затратит на то, чтобы пройти путь Индии

и достичь 'вершины' традиционных йогических построений [realisations] -

отправной точки его собственной работы. Самым интересным для нас является

то, что Шри Ауробиндо прошел этот традиционный путь, который мы будем

рассматривать как подготовку, вне всех привычных правил, как бы вольным

стрелком или, еще вернее, исследователем, который не заботится о

предосторожностях и картах, оставляя в стороне все обходные пути просто

потому, что имеет смелость идти прямо вперед. Итак, не в уединении, не в

позе лотоса, не под руководством просвещенного Учителя предпринял Шри

Ауробиндо это путешествие, а так, как могли бы это сделать и мы, - без

специальных знаний, прямо в гуще повседневной жизни - жизни, не менее

загруженной и напряженной, чем наша, - и совсем один. Он принял твердое

решение не делить жизнь надвое (отличительная черта йоги Шри Ауробиндо), на

действие и медитацию, на внутреннее и внешнее и на все прочие выдуманные

нами ложные противопоставления. С того дня, как он задумался о йоге, он

вложил в нее все - высокое и низкое, внутреннее и внешнее, все целиком - и

отправился в путь ни разу не оглянувшись назад. Шри Ауробиндо пришел не для

того, чтобы продемонстрировать исключительные особенности в исключительной

среде, - он пришел для того, чтобы показать нам, на что способен человек, и

доказать, что исключительное есть не что иное, как нереализованная

потенциальная возможность, точно так же, как _сверхъестественное, - есть

то, природы чего мы еще не постигли или пока не знаем, или возможностями

чего мы еще не овладели._ (%1) В конечном счете все в этом мире - это

вопрос правильной концентрации: нет ничего, что бы в конце концов не

поддалось примененной должным образом концентрации.

Когда Шри Ауробиндо сошел на берег на набережной Apollo Bunder в Бомбее,

он был охвачен спонтанным духовным переживанием: _безбрежный покой_ овладел

им. Но ему нужно было позаботиться о другом - прокормить себя, как-то

прожить. Ему было двадцать лет. Он нашел место преподавателя французского

языка у махараджи Бароды, затем преподавал английский в государственном

колледже, где стал вскоре заместителем директора. Кроме того, Шри Ауробиндо

был личным секретарем махараджи. И хотя у него было много работы при дворе

и в колледже, более всего занимала его судьба Индии. Он много раз ездил в

Калькутту, следил за политической ситуацией, написал несколько статей,

которые вызвали скандал, ибо он не только называл королеву, императрицу

Индии, _вежливо выражаясь, старой леди,_ (%2) но и убеждал своих

соотечественников избавиться от британского ига и остро критиковал

политическое попрошайничество партии Индийский Конгресс: _никаких реформ,

никакого сотрудничества_. У него была цель - собрать и организовать все

силы нации для революционных действий. Для этого нужна была определенная

храбрость, тем более, что дело было в 1893 году, когда британские владения

занимали три четверти территории земного шара. Но у Шри Ауробиндо был свой,

весьма особый подход к проблеме: он возлагал вину не на англичан, но на

самих индийцев. _Наш настоящий враг - это не какая-то там внешняя сила, но

наша вопиющая слабость, наша трусость, наша тупая сентиментальность._ (%3)

В этих словах - один из главных принципов Шри Ауробиндо, который как в

политической, так и в духовной борьбе, при всех обстоятельствах настаивает

на том, что нужно прежде всего смотреть внутрь себя, чтобы выяснить причину

собственных несчастий и страданий в миру, а не искать ее вовне или еще

где-нибудь. _Внешние обстоятельства - это лишь развертывание того, что мы

собою представляем_,