Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

время вывести

нас в другое состояние. Эта работа по концентрации может быть проделана на

любом уровне нашего существа - физическом, ментальном или витальном. В

зависимости от выбранного нами уровня мы обращаемся к какой-нибудь одной

йоге - хатха-йоге, раджа-йоге, мантра-йоге или к другим бесчисленным йогам,

которые мы выбираем сообразно нашим устремлениям. Мы не будем здесь

обсуждать ценность этих методов или замечательные промежуточные результаты,

к которым они могут привести; мы исследуем только их цель, их окончательное

предназначение. Истина заключается в том, что это 'равновесие наверху' не

имеет, по-видимому, никакого отношения к жизни - прежде всего потому, что

конечной их целью является состояние транса или йогического экстаза,

_самадхи_ - абсолютное равновесие, невыразимое блаженство, в котором

полностью растворяется, поглощается восприятие этого мира. Из этого

следует, как кажется, что Брахман, Дух, не имеет никакой связи с нашим

обычным бодрствующим сознанием. Он - вне всего, что мы знаем, Он - не от

мира сего. Не одни индийцы говорили об этом.

По сути дела все религии мира говорят об этом. Говорим ли мы о

'спасении' на Западе или об 'освобождении', или _мукти_, на Востоке, скажем

ли мы 'рай' или 'окончание цикла перерождений', здесь нет существенной

разницы, так как в конечном счете целью является уход из этого мира. Однако

не всегда это было так. Где-то между последними временами Мистерий и

появлением великих религий как на Западе, так и на Востоке, была допущена

какая-то ошибка. Знание, которое не делало этого непреодолимого различия

между Богом и миром, скрылось - все традиции, все легенды свидетельствуют

об этом. Конфликт между Материей и Духом - это создание сегодняшнего дня;

так называемые материалисты на самом деле - дети, законные или нет,

идеалистов, последователей духовных учений; да, часто, часто

расточительные сыновья рождаются у скупых отцов. Где-то между временами

первых Упанишад, написанных три или четыре тысячи лет тому назад, наследниц

Вед, которые видели Бога везде в этой 'чудесной вселенной', и временами

последних Упанишад Тайна была утеряна - она была утеряна не только в Индии,

но в Месопотамии, Египте, Греции и Центральной Америке. Именно эту Тайну

готовился вновь открыть Шри Ауробиндо - может быть, потому, что в его

существе соединились утонченнейшие западные традиции и глубокая духовная

жажда Востока. _У Востока и Запада два взгляда на жизнь, которые являются

противоположностями одной реальности. Между прагматической истиной, с одной

стороны, на которую такое сильное и исключительное внимание обращает

витальная мысль современной Европы, очарованная энергией жизни и пляской

Бога в Природе, и вечной, неизменной Истиной - с другой, к которой, в свою

очередь, очарованный покоем и равновесием индийский разум любит обращаться

с той же страстью к уникальным открытиям, нет тех раздоров и противоречий,

о которых ныне заявляют пристрастный ум, рассудок, разделяющий все на

части, и всепоглощающее страстное желание добиться своего любой ценой [the

absorbing passion of an exclusive will of realisation]. Единственная вечная

и неизменная Истина есть Дух, а в отсутствие Духа у прагматической истины

самосоздающейся вселенной не будет ни истока, ни основания; она будет

лишена значения и внутреннего руководства, потеряется в своем окончании,

как фейерверк, выпущенный в пространство лишь затем, чтобы развалиться и

исчезнуть в воздухе. Но и прагматическая истина - это не мечта

несуществующего, не иллюзия и не долгий приступ бесплодной лихорадки

творческого воображения; это значило бы считать вечный Дух пьяницей или

мечтателем - жертвой своей собственной гигантской галлюцинации. Истины

вселенского существования бывают двух видов: первый - это истины духа,

которые сами вечны и неизменны - великие истины, которые сами вызывают свое

становление и постоянно реализуют в нем свои силы и значения, и второй -

это игра сознания с этими истинами - диссонансы, музыкальные вариации,

звучание возможностей, восходящие каденции, возвращения, повторы и

постепенные переходы в более высокие сферы гармонии; и из всего этого Дух

сотворил и всегда творит свою вселенную. Но он творит в ней себя, он сам

есть создатель и энергия созданного, причина, метод и результат работы,

механик и машина, музыка и музыкант, поэт и стих, суперразум, разум и

жизнь, и материя, душа и Природа_. (%5)

Но для Шри Ауробиндо недостаточно было примирить Дух и Материю на

бумаге. Имеет ли Дух связь с этим