время вывести
нас в другое состояние. Эта работа по концентрации может быть проделана на
любом уровне нашего существа - физическом, ментальном или витальном. В
зависимости от выбранного нами уровня мы обращаемся к какой-нибудь одной
йоге - хатха-йоге, раджа-йоге, мантра-йоге или к другим бесчисленным йогам,
которые мы выбираем сообразно нашим устремлениям. Мы не будем здесь
обсуждать ценность этих методов или замечательные промежуточные результаты,
к которым они могут привести; мы исследуем только их цель, их окончательное
предназначение. Истина заключается в том, что это 'равновесие наверху' не
имеет, по-видимому, никакого отношения к жизни - прежде всего потому, что
конечной их целью является состояние транса или йогического экстаза,
_самадхи_ - абсолютное равновесие, невыразимое блаженство, в котором
полностью растворяется, поглощается восприятие этого мира. Из этого
следует, как кажется, что Брахман, Дух, не имеет никакой связи с нашим
обычным бодрствующим сознанием. Он - вне всего, что мы знаем, Он - не от
мира сего. Не одни индийцы говорили об этом.
По сути дела все религии мира говорят об этом. Говорим ли мы о
'спасении' на Западе или об 'освобождении', или _мукти_, на Востоке, скажем
ли мы 'рай' или 'окончание цикла перерождений', здесь нет существенной
разницы, так как в конечном счете целью является уход из этого мира. Однако
не всегда это было так. Где-то между последними временами Мистерий и
появлением великих религий как на Западе, так и на Востоке, была допущена
какая-то ошибка. Знание, которое не делало этого непреодолимого различия
между Богом и миром, скрылось - все традиции, все легенды свидетельствуют
об этом. Конфликт между Материей и Духом - это создание сегодняшнего дня;
так называемые материалисты на самом деле - дети, законные или нет,
идеалистов, последователей духовных учений; да, часто, часто
расточительные сыновья рождаются у скупых отцов. Где-то между временами
первых Упанишад, написанных три или четыре тысячи лет тому назад, наследниц
Вед, которые видели Бога везде в этой 'чудесной вселенной', и временами
последних Упанишад Тайна была утеряна - она была утеряна не только в Индии,
но в Месопотамии, Египте, Греции и Центральной Америке. Именно эту Тайну
готовился вновь открыть Шри Ауробиндо - может быть, потому, что в его
существе соединились утонченнейшие западные традиции и глубокая духовная
жажда Востока. _У Востока и Запада два взгляда на жизнь, которые являются
противоположностями одной реальности. Между прагматической истиной, с одной
стороны, на которую такое сильное и исключительное внимание обращает
витальная мысль современной Европы, очарованная энергией жизни и пляской
Бога в Природе, и вечной, неизменной Истиной - с другой, к которой, в свою
очередь, очарованный покоем и равновесием индийский разум любит обращаться
с той же страстью к уникальным открытиям, нет тех раздоров и противоречий,
о которых ныне заявляют пристрастный ум, рассудок, разделяющий все на
части, и всепоглощающее страстное желание добиться своего любой ценой [the
absorbing passion of an exclusive will of realisation]. Единственная вечная
и неизменная Истина есть Дух, а в отсутствие Духа у прагматической истины
самосоздающейся вселенной не будет ни истока, ни основания; она будет
лишена значения и внутреннего руководства, потеряется в своем окончании,
как фейерверк, выпущенный в пространство лишь затем, чтобы развалиться и
исчезнуть в воздухе. Но и прагматическая истина - это не мечта
несуществующего, не иллюзия и не долгий приступ бесплодной лихорадки
творческого воображения; это значило бы считать вечный Дух пьяницей или
мечтателем - жертвой своей собственной гигантской галлюцинации. Истины
вселенского существования бывают двух видов: первый - это истины духа,
которые сами вечны и неизменны - великие истины, которые сами вызывают свое
становление и постоянно реализуют в нем свои силы и значения, и второй -
это игра сознания с этими истинами - диссонансы, музыкальные вариации,
звучание возможностей, восходящие каденции, возвращения, повторы и
постепенные переходы в более высокие сферы гармонии; и из всего этого Дух
сотворил и всегда творит свою вселенную. Но он творит в ней себя, он сам
есть создатель и энергия созданного, причина, метод и результат работы,
механик и машина, музыка и музыкант, поэт и стих, суперразум, разум и
жизнь, и материя, душа и Природа_. (%5)
Но для Шри Ауробиндо недостаточно было примирить Дух и Материю на
бумаге. Имеет ли Дух связь с этим