хотя и просуществовало до наших дней и включало в свой состав
таких людей, как Лютер Бербанк, Иегуди Менухин, Бэтт Дэвис, Кристофер Ишервуд,
никогда не было многочисленным (любопытно, что в 1968 г. в США было 100
тысяч буддистов и лишь тысяча ведантистов). И все же деятельность Вивекананды
была отнюдь не безрезультатной. Прежде всего именно в этот период он впервые
делает достоянием широкой общественности собственные взгляды. Его многочисленные
лекции, доклады, выступления появляются в печати - вначале на страницах
газет, а впоследствии преимущественно в записи учеников (в особенности
Дж. Гудвина) и отдельными изданиями (наибольшую известность получают его
лекции о йоге - 'Раджа-йога', 'Карма-йога', 'Бхакти-йога' и 'Джняна-йога').
Во многих отношениях его взгляды представляют собой концептуализацию и
систематизацию того, что в художественной форме было высказано в притчах
Рамакришны (это относится, например, к концепции 'универсальной религии'
и синтеза различных видов веданты). Но его учение не просто 'рамакришнаизм'.
Во-первых, Вивекананда выступает как ярчайший выразитель основных, наиболее
влиятельных прогрессивных тенденций в индийской философии прошлого века.
Некоторые из них почти не прослеживаются у Рамакришны, но весьма ярко выражены
у его талантливого ученика. Такова просветительская тенденция: борьба Вивекананды
с оккультизмом, равно как и с традиционными предрассудками и суевериями,
высокая оценка роли наук, светского образования.
Во-вторых, Вивекананда разрабатывает ряд проблем, которыми попросту
не мог заниматься Рамакришна, не получивший соответствующего образования.
Таково сопоставление ряда аспектов исторического развития культуры в Индии
и Европе (постоянно проводимое Вивеканандой с целью критики европоцент-ризма).
Наконец, в-третьих (и это, пожалуй, самое главное), у Вивекананды произошло
весьма характерное изменение акцентов по сравнению с Рамакришной: социальные
вопросы все более выдвигаются у него на первый план.
Другим существенным результатом выступлений Вивекананды в Америке было
то влияние, которое они оказали на пробуждение национального самосознани
в Индии. Десятки индийский газет разнесли слова Вивекананды по всему южноазиатскому
субконтиненту, отчеты о его выступлениях читались повсюду жадно, с постоянным
интересом, хотя отношение к ним было разным. Деятельность Вивекананды вызвала
ожесточение у ряда сторонников индуистского традиционализма. С целью опорочить
молодого саньяси о нем распространяют различного рода слухи и измышления,
пишут о его действительных (пересечение океана, нарушение традиционных
запретов, связанных с питанием) и выдуманных 'прегрешениях' против индуизма
(бросаются нелепые упреки в употреблении сигар, вина и даже в 'приверженности
к роскоши'). Но клевета не возымела желанного действия. Популярность Вивекананды
растет. По всей Индии прокатывается волна митингов в его поддержку, ему
посылают многочисленные приветственные адреса.
И не случайно возвращение Вивекананды в Индию (15 января 1897 г.) стало
событием общенационального значения, подлинным триумфом. По словам 'Индиан
нейшн', он оставил Индию как нищий, а вернулся как принц'. И даже это яркое
сравнение лишь весьма относительно передает то, что произошло на самом
деле. По воспоминаниям одного из очевидцев этого события, 'никакой принц,
магараджа или даже вице-король Индии никогда не встречали такого сердечного
приема и не получали столь искренних свидетельств любви, уважения, благодарности
и преклонения.
Люди ложатся на железнодорожные пути, по которым следует его поезд,
чтобы хоть ненадолго задержать его и выслушать от него несколько слов,
раджи впрягаются вместо лошадей в колесницу, в которой он едет, на пути
его следования воздвигаются десятки триумфальных арок.
По приезде в Индию Вивекананда развертывает весьма активную деятельность:
основывает Миссию Рамакришны (1 мая 1897 г.) и 'обители' в Белуре (январь
1899 г.) и затем вместе с учениками, супругами Севье,- в Альморе (1899
г.) выпускает ряд газет. Наиболее важное из этих начинаний - Миссия Рамакришны,