Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

обстановка, в которой приходится читать

лекции, мягко говоря, не вполне академическая - так, на одной из лекций

(в небольшом городке на 'Диком Западе') слушатели 'развлекаются' стрельбой,

стараясь, чтобы пули пролетали как можно ближе к Вивекананде, дабы можно

было 'испытать' его восточную невозмутимость (последний, впрочем, с честью

выходит из подобного рода испытаний). Все это Вивекананда стоически переносит

ради того, чтобы собрать деньги в фонд помощи голодающим в Индии.


В течение 1894 г. Вивекананда выступает с лекциями в ряде американских

городов, в том числе и самых крупных. Темы его лекций весьма разнообразны;

они посвящены не только религиозным и философским вопросам - индуизму и

веданте, но и истории, искусству, литературе Индии, обычаям индийцев, их

образу жизни. Вивекананде приходится постоянно бороться с двоякого рода

искаженными представлениями о своей стране. Во-первых, он сталкиваетс с

мнениями, возникшими под влиянием деятельности теософов и их учения ('блаватскософии',

как впоследствии иронически будет говорить Вивекананда). Это мнения, согласно

которым 'индийское' приравнивается к 'чудесному', 'сверхъестественному',

'оккультному'. Но больше всего хлопот доставляет Вивекананде тот односторонний

и во многом искаженный образ Индии, который в течение многих лет создавалс

усилиями миссионеров. Миссионеры всячески стремились (в целях вящего самовозвеличения)

изобразить индийских 'язычников' в самых мрачных красках - как людей глубоко

аморальных, практикующих преимущественно изуверские обряды и т.д.


Под влиянием миссионерской пропаганды его засыпают после лекций записками

с весьма типичными вопросами: правда ли, что в Индии мужья сжигают жен;

правда ли, что в Индии детей приносят в жертву крокодилам и хищным птицам

и т.д.


Но не все американцы были настроены по отношению к Индии так, как того

хотели бы миссионеры. Уже в начале XIX века многие из них с большой симпатией

к индийцам, вспоминая о недавно отгремевших в собственной стране сражениях

с англичанами, следят за борьбой индийских княжеств с Англией. Популярности

индийской философии и индийской культуры в целом в демократически настроенных

кругах американской интеллигенции способствовала деятельность так называемых

трансценденталистов - философской школы, наиболее видными представителями

которой были Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) и Генри Дэйвид Торо (1817-1862).

Выступая с романтических позиций против господства принципа 'чистогана'

в человеческих взаимоотношениях, против иссушающего души утилитаризма и

сгибающего их конформизма, трансценденталисты считали ряд важнейших идей

индийской философии созвучными собственным идеям. Им импонировали мысли

'Бхагавадгиты' о необходимости бескорыстной деятельности (в противовес

утилитаризму!), равно как и мысли Упанишад о Брахмане и Атмане (наличие

общей духовной основы мира и людей трактовалось как подтверждение тезисов

о всеобщем братстве и единении с природой), а также о мировой иллюзии -

майе, понимаемой в данном случае как начало, разъединяющее людей, заставляющее

их углубляться в собственные, узкие, искусственно созданные 'мирки'.


К концу 1894 г. Вивекананде окончательно становится ясно, что его попытка

создать денежный фонд для помощи индийцам не удалась. У него зреет другой

план - 'духовно завоевать' западные страны, распространяя в них идеи веданты,

и тем самым изменить их отношение к Индии. С этой целью он преподает в

1895-1896 гг. веданту и йогу группе учеников в Нью-Йорке, а, также совершает

две поездки в Англию и ряд стран Европейского континента. 'Британская импери

со всеми ее недостатками - самая мощная машина для распространения идей,

которая когда-либо существовала. Я собираюсь поместить свои идеи,- говорит

он,- в центр этой машины, и они распространятся по всему миру... Духовные

идеалы всегда являлись человечеству от тех народов, которые были попраны

ногами (евреи и Греция)'.


В декабре 1896 г. Вивекананда отплывает в Индию. Каковы же были итоги

его пребывания за океаном? Разумеется, оказалась во многом утопической

идея 'духовного завоевания' Запада: основанное Вивеканандой 'вендатистское

общество',