Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

в обществе,

- становится глубоко чуждым ему. В новом свете предстают перед ним слова

Рамакришны о майе, мир кажется жестоким, бесчеловечным, и он ищет убежища

возле учителя. Его настроения в этот период ярко выразились в следующем

эпизоде: готовясь однажды дома к экзамену в колледже, он вдруг почувствовал

такой ужас и отвращение в своему будущему ремеслу, что бросил книги и побежал

к Рамакришне, потеряв по дороге сандалии. Нарендранатх принимает решение

стать саньяси и вскоре после смерти Рамакришны, наступившей 16 августа

1886 г., реализует свое намерение. Вместе с другими учениками Рамакришны

он поселяется в заброшенном полуразрушенном доме в Баранагоре (вблизи Дакшинешвара).

В доме почти никогда не бывает вдоволь ни еды, ни одежды, по стенам ползают

ящерицы, скорпионы и змеи, но зато есть обширная библиотека, и молодые

саньяси проводят дни в бесконечных спорах - речь идет отнюдь не только

о религиозных сюжетах, но и о литературе, искусстве, философии и истории.


Вскоре начинаются странствия Нарендранатха по стране, вначале сравнительно

непродолжительные, прерываемые возвращениями в Баранагар. Но в июле 1890

г. он уходит из Баранагара навсегда (он вернется к своим верным соученикам

лишь после поездки в США, и местом их совместного проживания будет уже

не Баранагар), В течение примерно трех лет Нарендранатх, постоянно смен

имена, проходит, большей частью пешком, всю Индию от Гималаев до мыса Коморин.

Это путешествие становится его вторым 'университетом' , именно здесь он

приобретает столь удивлявшие потом его современников своей обширностью

познания из области быта различных слоев индийского общества, этнографии,

лингвистики, фольклора и т.д. В 1892 г., достигнув самой южной точки Индии

- мыса Коморина, он мысленно дает клятву посвятить свою жизнь возрождению

Индии посредством улучшения условий жизни и пробуждения национального самосознани

индийского народа. В 1893 г. он принимает решение отправиться на открывающийс

в Чикаго Всемирный конгресс религий с целью не столько религиозного, сколько

светского характера - привлечь внимание мировой общественности к бедствиям

миллионов индийцев и побудить ее оказать им действенную помощь.


Через полтора месяца после отплытия из Бомбея он прибывает в Ванкувер.

В конце июля Вивекананда уже в Чикаго. Здесь его ждет неприятный сюрприз:

открытие конгресса состоится лишь в сентябре. Между тем имеющиеся у него

средства уже на исходе, а жизнь в Чикаго дорога. Вивекананда принимает

решение отправиться в Бостон (где, по слухам, стоимость жизни дешевле)

и пробыть там до открытия конгресса. В поезде он знакомится с богатой американкой,

решившей оказать ему покровительство, - некой Кэтрин Эббот Санборн, и отправляетс

в ее поместье с романтическим названием 'Луга, овеянные ветром'. Здесь

случай сводит его с профессором Гарвардского университета Генри Райтом,

который, в свою очередь, приглашает его погостить.


К началу сентября Вивекананда возвращается в Чикаго. На сей раз у него

в руках рекомендательное письмо профессора Райта в адрес оргкомитета конгресса.

Письмо составлено в самых восторженных выражениях: Райт характеризует Вивекананду

как человека'более ученого, чем все наши профессора, вместе взятые'. 11

сентября он выступает на открытии конгресса и вскоре привлекает к себе

всеобщее внимание, его выступления и доклады на различных секциях конгресса

неизменно становятся 'гвоздем программы'.


На десятый день работы конгресса Вивекананда выступает со своим знаменитым

(и получившим немало откликов в его собственной стране) заявлением, озаглавленным

'Религия - отнюдь не насущная необходимость для Индии'. Он заявляет: 'Вы

воздвигаете церкви по всей Индии, но вопиющее зло на Востоке - не недостаток

религии, религии у нас вдоволь; страдающие миллионы пылающей Индии своими

иссохшими глотками взывают о хлебе. Они просят хлеба, а мы даем им камни'.

После закрытия конгресса Вивекананда заключает контракт с лекционным бюро

и совершает ряд поездок по стране, во время которых выступает с многочисленными

лекциями (порой число их доходит до 14 в неделю). Поездки (нередко ночные)

изнурительны, публика разношерстна,