Свами Вивекананда: жизнь и наследиеОцените этот текст:Не читал10987654321СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)Lib.ru html
Свами Вивекананда: жизнь и наследие
Свами Вивекананда
Калифорния, США, 1900 г.
СВАМИ ВИВЕКАНАНДА: ЖИЗНЬ И НАСЛЕДИЕ
Свами Вивекананда - один из крупнейших индийских мыслителей Нового времени,
человек, имя которого сотни миллионов индийцев знают с детского возраста,
как и имя 'отца нации' Махатмы Ганди. И его личная судьба, и судьба его
идей удивительны. Малоизвестный в самой Индии и совершенно неизвестный
за ее пределами в первые тридцать лет своей жизни, в последнее ее десятилетие
- после блистательного выступления на Всемирном конгрессе религий (1893)
- он становится живым воплощением надежд и чаяний многомиллионного народа,
предметом национальной гордости своих соотечественников, их 'путеводной
звездой'.
Его дела - образец для подражания, его слова ценятся на вес золота,
его мысли оказывают воздействие на самые разные стороны индийской жизни,
да и за пределами Индии находят отклик в умах и сердцах многих представителей
мировой культуры. Не будучи профессиональным философом, он, как никто другой,
определил судьбы современной индийской философии, главные направления ее
развития; не создав специальных трудов по истории индийской культуры, он
стал одним из самых полномочных представителей этой культуры в диалоге
Восток - Запад; не являясь профессиональным политиком и даже относясь к
политике чаще всего отчужденно и иронически, он оказал громадное влияние
на процесс пробуждения национального самосознания в своей стране, что с
благодарностью отмечали лидеры национально-освободительного движения в
XX в. Быть может, секрет уникальной значимости жизни Вивекананды и его
наследия в том, что в этом человеке органически сочетались глубокое знание
национальных религиозно-философских традиций, открытость по отношению к
традициям иных культур, чувство сопричастности судьбам не только Индии,
но и всего человечества и высокая духовность.
При всей нетрадиционности многих своих высказываний (нередко крайне
враждебно воспринимавшихся представителями индуистской ортодоксии) Вивекананда
вполне традиционен как воплощение лучших качеств столь ценимого в Индии
во все времена учителя жизни, гуру, для которого непреложный закон - единство
мысли, слова и дела, предельная искренность, бескорыстность и самоотверженность.
Главные идеи Вивекананды всегда связаны не только с тем, что продумано,
но и с тем, что пережито и прочувствовано им.
Нарендранатх Датта (получивший впоследствии имя Свами Вивекананда) родилс
12 января 1863 г. в семье зажиточного калькуттского адвоката Вишванатха
Датты.
Юный Нарен - любимый сын Вишванатха Датты, которому отец уделял особое
внимание и дома, и во время поездок по стране, получает воспитание, побуждающее
его думать, а не слепо следовать тем или иным авторитетам, проявлять терпимость,
быть чуждым фанатизму, лицемерию, обскурантизму. Впоследствии представители
ортодоксии, обвиняя Вивекананду в 'модернизме', будут писать: 'Каков отец,
таков и сын'.
В 1879 г. шестнадцатилетний Нарендранатх Датта поступает в колледж.
Студенческие годы - годы сомнений, поисков, надежд. Нарендранатх много
читает, в особенности по любимым предметам: литературе, истории, философии.
Среди прочитанных книг - произведения Канта и Шопенгауэра (впоследствии
Вивекананда будет неоднократно ссылаться на них - ему будет импонировать
сопоставление идей веданты и Канта, произведенное учеником Шопенгауэра
Дойссеном). Но наибольший интерес вызывают у него в этот период работы
английских позитивистов (Дж. Ст. Милля, Г.Спенсера), а также их предшественника
Д. Юма (впоследствии его отношение к ним резко изменится - он сделает позитивистские
и утилитаристские идеи одной из главных мишеней
своей критики).
Но пока - он сомневается в бытии Бога, однако, не будучи в силах ни
окончательно отказаться от этой идеи, ни принять ее, ищет убежище в философском
агностицизме. Его неприятие индуистской ортодоксии сказывается и в присоединении