Свами Вивекананда

Мой учитель

Блаженства? Правда ли, что

она живет и правит вселенной, или все это лишь фантазии? Реальна ли вообще

религия?'


Вот какие сомнения пришли к этому индусскому юноше. Подобные сомнения

характерны для нашей страны: реально, действительно, действенно ли то,

что мы делаем? Никакие теории нас не удовлетворят, хотя под рукой всегда

есть почти любые теории из тех, что когда-либо были разработаны относительно

Бога и души. Ни книги, ни теории не могут нас удовлетворить; единственная

мысль, которая овладевает тысячами индийцев,- это мысль о богопознании.

Правда ли, что есть Бог? И если это правда, могу ли я лицезреть Его? Могу

ли я познать и осуществить истину? Человек Запада может счесть все это

очень непрактичным, но для нас это в высшей степени практические, жизненные

вопросы. Потому что ради этой идеи богопознания люди готовы отдать собственные

жизни. Как я вам уже сказал, с древнейших времен были такие люди, которые

оставляли удобную и даже роскошную жизнь, чтобы жить в пещерах; сотни людей

покидали свои дома и предпочитали им горькие слезы нищеты на берегах священных

рек, чтобы только осуществить эту идею богопознания; не знания в обычном

смысле слова, не интеллектуального понимания, не простого рационалистического

постижения реальности, не блуждания в темноте, но именно интенсивного богопознания,

богоощущения, гораздо более реального, чем ощущение этого мира нашими чувствами.

Вот какая это идея. Я не буду сейчас выносить никакого оценочного суждения

об этой идее; я всего лишь хочу подчеркнуть  огромную ее важность

для индийцев. Тысячи могут погибнуть ради нее, другие тысячи будут готовы

погибнуть. Ради этой идеи целый народ в течение тысяч лет самоотверженно

приносил себя в жертву. Ради этой идеи тысячи индусов каждый год оставляют

свои дома, и многие из них гибнут из-за тягот, которые выпадают  на

их долю.


Западному сознанию все это должно казаться визионерством, и я могу понять

такую точку зрения. Но, хоть я и сам жил на Западе, я тем не менее думаю,

что эта идея - самая практичная и жизненная.


Каждый миг, в который я думаю о чем-либо ином,- это потеря для меня,

даже если речь идет о чудесах земной науки; все то тщетно, что уводит меня

от этой идеи, от размышлений о ней. Ведь жизнь - это лишь миг, обладаете

ли вы знанием ангела или невежеством животного. Жизнь - это лишь миг, нищий

ли вы в лохмотьях или самый богатый человек на свете. Жизнь - это лишь

миг, живете ли вы бездомным на большой улице в одном из больших городов

Запада или вы коронованный император и правите миллионами других людей.

Жизнь -  это лишь миг, обладаете ли вы прекрасным здоровьем или больны.

Жизнь - это лишь миг, будь вы по природе утонченным поэтом или отъявленным

злодеем. Есть лишь одно решение проблемы жизни, говорит индус, и решение

это -  в том, что называется Богом и религией. Если это верно, жизнь

становится объяснимой, жизнь становится выносимой, жизнь становится наслаждением.

В противном случае жизнь - всего лишь бесполезное бремя. Такова наша мысль,

но никакими рассуждениями ее не доказать; рассуждениями можно лишь представить

ее как возможную, не более того. В любой области знания наибольшее, на

что способно рациональное рассуждение,- это представить некий факт как

возможный, вероятный, не более того. Самые доказуемые факты физической

науки - это всего лишь вероятности, но еще не факты в полном смысле слова.

Факты - это то, что дано в ощущениях, в наших чувствах. Факты должны быть

прочувствованы, и мы должны прочувствовать религию, чтобы доказать ее самим

себе ..Мы .должны ощутить Бога нашими чувствами, чтобы убедиться в том,

что Бог есть. Мы должны прочувствовать факты религии, чтобы знать, что

это действительно факты. Ничто другое, никакие рациональные рассуждения,

но единственно наши собственные чувства могут сделать это реальным для

нас, могут сделать мою веру твердой, как скала. Такова моя мысль, и такова

мысль Индии.


И эта мысль настолько завладела юношей, что вся его жизнь сосредоточилась

на ней. День за днем он повторял в слезах: 'Мать, правда ли, что Ты существуешь,

или все это - поэзия? Мать, исполненная