Мы можем не считать за истину все то, за что они держатся
с таким упорством, но для них-то это истина.
Так, в наших древних книгах написано, что человек должен всегда быть
милосердным до последних пределов. Если человек умрет с голоду, чтобы помочь
другому человеку, чтобы спасти его жизнь, - это прекрасно; считается, что
именно так человек и должен поступать. И от всякого брахмана ждут, что
он в случае необходимости способен выполнить эту заповедь до самых последних
пределов. Те, кто знаком с литературой Индии, могут вспомнить прекрасную
древнюю историю о таком предельном милосердии, рассказанную в 'Махабхара
те', - историю о том, как целая семья умерла с голоду, но отдала последнюю
свою трапезу нищему. И это не преувеличение, такое случается и ныне.
Родители моего Учителя были именно таковы. Они были очень бедны, и все
же нередко мать голодала по целым дням, чтобы помочь другому бедному человеку.
И вот у них родился ребенок, и с самого детства это был необычный ребенок.
Он помнил свои прежние рождения, осознавая цель, ради которой пришел в
мир, и отдавал все свои силы осуществлению этой цели.
Когда он был еще совсем ребенком, умер его отец; мальчика послали в
школу. Мальчик-брахман должен учиться в школе, так как законы его касты
позволяют ему лишь ученые профессии. Старая система образования в Индии,
все еще преобладающая во многих частях страны (особенно в том, что касается
саньяси), во многом отлична от современной системы. Ученики не должны были
платить[8]. Считалось, что знание столь священно, что
никто не должен его продавать. Знание следует давать свободно, без какой-либо
платы. Учителя не брали с учеников денег; более того, большинство учителей
еще и обеспечивало своих учеников едой и одеждой. Материальную поддержку
учителя получали от богатых семей, которые преподносили им подарки по случаю
различных собы тий, например, свадебных торжеств или траурных церемоний.
За учителями признавалось преимущественное право на получение определенных
даров; они же в свою очередь должны были содержать своих учеников. Так
вот, когда происхо дили свадебные торжества, особенно в богатых семействах,
местным учителям посылались приглашения, и они, почтив свадьбу своим присутствием,
заводили ученые разговоры на разные темы. Мальчик, о котором я расказываю,
попал однажды на одно такое собрание, на котором обсуждались различные
предметы, вроде логики или астрономии, предметы, превосходящие разумение
детей его возраста. Но, как я уже сказал, этот мальчик был необычный, и
он извлек из того, что услышал, такой урок: 'Вот он плод их знаний. Почему
они так яростно спорят между собой? Просто ради денег: тот, кто покажет
себя самым ученым, получит лучшие дары. И это все, к чему они стремятся.
Я не буду больше ходить в школу'. Он выполнил свое решение, и на том кончилась
его школьная учеба.
Но у него был старший брат, человек ученый и сам учитель, который взял
юношу с собой в Калькутту, чтобы там позаботиться о его образовании. Однако
вскоре юноша окончательно убедился в том, что цель всякого светского образования
- всего лишь материальная выгода и ничто иное, и поэтому он твердо решил
оставить учебу и посвятить себя исключительно поискам духовного знания.
Поскольку отца уже не было в живых, семья совсем обеднела, и юноша должен
был сам зарабатывать себе на жизнь. Он отправился в одно из. предместий
Калькутты и стал там храмовым жрецом. Быть жрецом в храме считается очень
унизительным для брахмана. Наши храмы - это не церкви в западном смысле
слова, это не места для общественных богослужений, потому что, строго говоря,
в Индии вообще нет такой вещи, как общественное богослужение. Храмы в Индии
возводятся в основном богатыми людьми, так как это считается похвальным
деянием с точки зрения религии.
Если у человека есть большое состояние, он может пожелать выстроить
храм. В храме он помещает символ или изображение какого-либо воплощения
Бога и посвящает данный храм прклонению во имя Бога. Поклонение это похоже
на богослужебные обряды в римско-католических церквах, например, на чтение