Свами Вивекананда

Мой учитель

же как Запад порождает гигантов политики, гигантов науки.


В начале XIX века, когда в Индию стало проникать влияние Запада, когда

западные завоеватели с мечом в руках пришли доказывать потомкам мудрецов,

что они- всего лишь варвары, народ, предающийся пустым грезам, что их религия

- всего лишь мифология, что Бог, душа и все, к чему они стремились,-просто

слова без какого бы то ни было смысла, что тысячи лет борьбы и стремлений,

тысячи лет бесконечного отрешения были тщетны и ни к чему не привели, среди

молодежи в университетах возник и стал живо обсуждаться вопрос, не было

ли все прежнее существование Индии ошибочным, не завершилось ли оно банкротством

и не следует ли начать все сначала на западный лад, разорвать старые книги,

сжечь сочинения старых философов, прогнать своих проповедников и разрушить

свои храмы. Разве западный завоеватель, показавший истинность своей религии

при помощи меча и пушки, не сказал, что все прежние взгляды и обычаи -

всего лишь суеверие и идолопоклонство? Дети, воспитанные и обученные в

новых школах, устроенных на западный лад, с малых лет впитывали такие идеи;

поэтому и неудивительно, что возникали такие сомнения. Но вместо того,

чтобы отбросить суеверия и действительно искать истину, сделали мерилом

истины вопрос: 'Что говорит Запад?' Долой жрецов, сожжем  Веды, потому

что так сказал Запад. Чувство возникшего этаким образом беспо койства породило

в Индии волну так называемых реформ.


Если вы хотите быть истинным реформатором, необходимы три вещи. Первое

- чувствовать и сочувствовать. Сочувствуете ли вы действительно вашим братьям?

Чувствуете ли вы действительно, что в мире много нищеты, много невежества

и суеверия? Чувствуете ли вы действительно, что люди - ваши братья? Охватила

ли эта идея все ваше существо? Течет ли она в вашей крови? Бьется ли в

ваших венах? Проникла ли она в каждый нерв, в каждую клеточку вашего тела?

Наполнились ли вы этой идеей сочувствия? Если да, то это только первый

шаг.


Вы должны затем подумать о том, нашли ли вы какое-нибудь лекарство?

Старые понятия могут и в самом деле быть сплошь суевериями, но в этой массе

суеверий есть золотые самородки истины. Отыскали ли вы способ сохранить

это золото, отделив его от мусора? Если да, то это будет второй шаг; и

необходим еще один.

Каковы ваши побудительные мотивы? Уверены ли вы, что вами движет не

стремление к богатству, не жажда славы или власти? Уверены ли вы, что сможете

защитить свои идеалы и продолжать ваше дело даже в том случае, если весь

мир захочет вас сокрушить? Уверены ли вы, что знаете, чего хотите, и будете

исполнять свой долг, и только долг, даже с риском для жизни? Уверены ли

вы, что будете упорно добиваться своего до тех пор, пока в вас теплится

жизнь, до последнего удара сердца? Если да, то, значит, вы - истинный реформатор,

вы - наставник, вы - Учитель, вы - благословение для человечества. Но человек

так нетерпелив, так близорук. У него нет терпения ждать, нет способности

предвидеть. Он хочет править, он хочет немедленных результатов. Почему?

Потому что ему хочется самому пожать плоды, потому что в действительности

ему нет дела до других. Долг ради долга - это совсем не то, чего он хочет.

'На труд ты имеешь право, но не на плоды труда'[3],-

говорит Кришна. Зачем цепляться за результаты? Нам принадлежат лишь обязанности,

лишь долг. А результаты пусть позаботятся сами о себе. Но у человека нет

терпения. Он хватается за любую схему-программу. Большее число потенциальных

реформаторов во всем мире могут быть отнесены к этой категории.

Как я уже сказал, идея реформ появилась в Индии тогда, когда стало

казаться, что волна материализма, обрушившаяся на ее берега, смоет учения

древних мудрецов. Но народ и прежде выносил удары тысяч таких волн, волн

перемен. Эта волна была не столь разрушительна, как другие. В течение сотен

лет волна за волной захлестывали, словно наводнения, землю Индии, ломая

и круша все на своем пути; вот заблистал меч, и возглас 'Победа Аллаху!'

разорвал небеса Индии; но наводнения спадали, оставляя идеалы народа неизменными.


Народ Индии нельзя убить. Он бессмертен и будет бессмертным до