может быть учителем, руководителем, проповедником, наставником.
Законы Ману называют шесть дозволительных для брахманов занятий: 'обучение,
изучение Вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других,
раздача даров и получение милостыни' (ЗМ, 1, 88).
Выступая перед зарубежной аудиторией, Вивекананда намеренно оценивает
неадекватно статус брахмана в индийском обществе. В Индии он много раз
подвергал брахманов самой жесточайшей критике за пренебрежение интересами
масс, за откровенный обман своих бесправных соотечественников.
7. Известны так называемые грихьясутры, описывающие
правила исполнения домашних обрядов, церемоний по тем или иным случаям
(например, во время свадьбы, при беременности, во время погребального обряда
и т.д.), а также дхармашастры, подробно излагающие обязанности и права
членов каждой варны. Наиболее известная из них -ЗМ.
8. Как идеал такая система обучения действительно описывается
в индийской литературе, Согласно предписанным установлениям, ученик должен
находиться в доме учителя с первого до последнего дня обучения. По мере
сил он помогает его семье в домашней работе; соответственно обучение ничего
не стоит родственникам ученика. Возможен и несколько иной вариант: учитель
не берет вознаграждения от семьи ученика, но пропитание его воспитаннику
обеспечивают остальные члены общины: в одном доме ученик ежедневно присоединяется
к обедающим, в другом - его снабжают старой одеждой, в третьем - он может
жить, если окажется, что в доме учителя слишком тесно,
9. Храмовый жрец иначе называется 'жрец, обслуживающий
идолов', или (как считают комментаторы) 'живущий приношениями идола', или,
возможно, 'изготовляющий идолов'. Его общества следует избегать так же,
как желательно не общаться с лекарями, продавцами мяса и пр. (ЗМ, III,
152; 180).
10. В Индии существует стойкая традиция так называемого
'даршана' (лицезрения праведника или статуи Бога). Считается, что общество
мудреца само по себе благостно: оно может даже повлиять на смягчение накопленной
человеком кармы. 'Даршан' (точнее было бы говорить 'даршана') - это как
бы 'вглядывание': тот, кто берет 'даршан', впивается глазами в того, кто
дает ему 'даршан', он смотрит на праведника или изображение Бога не мигая,
сосредоточив все свои душевные силы на том, чтобы впитать исходящую от
них благость. В современной Индии существует много храмов, в которых за
большие деньги разрешается на несколько минут лицезреть какое-нибудь особенно
почитаемое изображение Бога.
11. Имеется в виду богиня Кали, 'Черная', 'Гонительница'
(иначе Ума, Дурга, Парвати), супруга Шивы. В этой ипостаси она выступает
как одна из форм 'силы' Шивы.
12. Традиция исходит из того, что 'страстное желание
освободиться' (джиджняса), которое и описано здесь, может появиться не
у каждого человека. Многие люди находятся на такой стадии духовного развития,
когда они еще далеки от осознания истинного основания сущего. Они проходят
череду перерождений, постепенно (в идеале) приближаясь к такому состоянию,
когда отодвигаются на задний план все мирские интересы, что были так важны
раньше. Богопознание понимается как глубоко индивидуальный акт, 'заставить',
'научить' этому никому не по силам. Только гуру может помочь искателю знания
продвинуться на этом пути, но в полной мере 'научить' он тоже не может.
В индийской традиции считается, что только учитель (гуру) может подвести
искателя истины к высшему знанию. Надо иметь в виду содержание самого понятия
'знание' - это 'высшее' знание, оно не соотносится с изучением природного
мира и законов его функционирования: речь идет о духовном знании, получить
которое можно только от учителя, а не от книги. Однако учитель может только
подвести ученика к правильному пониманию истинной первоосновы мира, передать
ему свои знания учитель не может. Переживание единения с Высшим понимается
как глубоко индивидуальный акт, и передать то чувство, которое испытывает
познающий Истину, никто не в состоянии, точно так же, как никому не под
силу передать другому человеку то наслаждение, которое он испытывает при