одной вечной религии.
МОЙ УЧИТЕЛЬ
Две лекции, прочитанные Вивеканандой в обществе 'Веданта' в Нью-Йорке
в феврале 1896 г. Посвящена Рамакришне Парамахамсе, духовному учителю Вивекананды
(см. примеч. 33 к 'Карме-йоге'). На русском языке с сокращениями была опубликована
в 1907 г. в сборнике 'В долине скорби', подготовленном к печати И. Ф. Наживиным.
Перевод выполнен С. Д. Серебряным по изданию: The Complete Works of
Swami Vivekananda, v, 4. Calcutta, 1989.
1. Пересказ Бхг., IV, 7.
2. Соотносится с Мф, 16, 26; Мк, 8, 36 ('Какая польза
человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?').
3. Пересказ Бхг., 11, 47.
4. Появяение в западной печати имени Рамакришны связывается
с публикацией в январском номере журнала 'Imperial and Quarterly Review'
за 1896 г. статьи бывшего профессора санскрита в Калькутте С. X. Тони,
озаглавленной 'Современный индусский святой'. Через полгода Макс Мюллер
напечатал статью 'Истинный Махатма' (август 1896 г.), а двумя годами позднее
выпустил книгу 'Рамакришна Парамахамса. Его жизнь и учение'. Русская востоковедная
общественность незамедлительно откликнулась на появление книги Макса Мюллера
- ценнейший, по существу, источник по изучению воззрений Рамакришны, не
оставившего после себя, как известно, рукописного наследия. На заседании
Восточного Отделения Русского археологического общества в декабре 1899
г. С. Ф. Оль-денбург сделал сообщение о выходе в свет книги Макса Мюллера
и изложил ее содержание.
Русский ученый продемонстрировал критическое отношение к книге: 'Это
не вполне жизнеописание, а отчасти и житие: ученик, несмотря на очевидные
приложенные им старания, не мог откинуть многих черт жизни учителя, в существовании
которых он сам не сомневался, но которые мы, конечно, отнесем к легенде'.
(Записки Восточного Отделения имп. Русского археологического общества,
т. XII, вып. II-III. СПб., 1899).
5. Первая треть XIX в.- период активной деятельности
первых реформаторов индуизма. Ее зачинателем считают Р. М. Рая, образовавшего
в Калькутте в 1828 г. общество Брахмо Самадж, вокруг которого объединились
его единомышленники. Критике подвергались многие положения теории и практики
индуизма: идолопоклонство, представления о доминирующей роли брахманов
в обществе, обязательность исполнения дорогих и пышных обрядов и др. Создавался
круг представлений, выходящий за рамки традиционного учения: призыв к монотеизму,
элементы скептического отношения к авторитету древних священных текстов
и традиций, принижение значения внешней, обрядовой стороны бого-почитанил
и др.
6. Согласно переписи населения, проведенной в Индии
в начале XX в., в стране насчитывалось более двух тысяч каст, и многие
из них имели к тому же подкасты. Индуизм объясняет наличие такого числа
каст тремя причинами: касты по рождению; касты, появившиеся оттого, что
кто-то лишился своей касты и перешел в другую; касты, возникшие от смешанных
браков. Все они объясняются, согласно традиции, дальнейшим дроблением той
системы четырех варн (брахманы, кашатрии, вайшьи и шудры), что некогда
существовали в индийском обществе, обеспечивая его процветание, а теперь
(в век Кали) подвергались искажениям. Такая система предполагала к тому
же и существование так называемых 'неприкасаемых', статус которых был столь
низок, что они вообще не включались в четырехварновую систему.
Положение брахманов в индийском обществе всегда было особым. Сами они
подчеркивали, что брахманом нельзя 'стать', 'брахманство' нельзя получить
как награду ни от какого правителя. Законы Ману (ЗМ) гласят: 'Брахман считается
творцом (мира), карателем, учителем, благодетелем' (ЗМ, XI, 35). А основания
для подобного понимания формулируются следующим образом: 'Вследствие своей
исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных
правил и особенностей посвящения брахман - владыка варн' (ЗМ, X, 3). Поэтому,
утверждает традиция, брахманы и обладают неограниченной властью над членами
нижних варн, поэтому они называют себя 'опорой общества' и 'тенью бога'.