в теории апостольской преемственности, в вере в такую преемственность.
Поэтому прежде всего сформируйте характер, сформируйте свою собственную
личность, это наивысший долг, который вы можете выполнить. Познайте Истину
сами, и тогда появятся многие, кому вы эту Истину сможете сообщить; они
все сами придут. Такова была установка моего Учителя. Он никого не критиковал.
В течение нескольких лет я жил рядом с этим человеком, но никогда не слышал,
чтобы его уста произнесли слово осуждения в адрес какой-либо секты. Он
понимал все секты и всем сочувствовал; он обнаружил гармонию между ними.
Человек может быть интеллектуален или эмоционально-набожен, он может быть
мистиком-созерцателем или практиком, человеком дела; различные религии
представляют тот или иной из этих человеческих типов. Но возможно и сочетать
в одном человеке все четыре типа, именно это сделает человечество в будущем.
Такова была его идея. Он никогда не осуждал, но видел добро во всех.
Люди приходили тысячами, чтобы увидеть и услышать этого удивительного
человека; он говорил на деревенском диалекте, каждое слово которого было
исполнено силы и света. Ведь дело не в том, что говорится, и еще меньше,
на каком языке это говорится, главное - это личность говорящего, которая
проявляется во всем, что он говорит. Всем нам приходится сталкиваться с
этим время от времени. Бывает так, что мы выслушиваем превосходные речи,
великолепные логические рассуждения, но забываем их, как только возвращаемся
домой. А бывает, что услышим несколько слов на самом простом языке, и эти
слова входят в нашу жизнь, становятся частью нас самих, оказывают на нас
неизгладимое влияние. Чтобы слова имели такую силу, человек должен вложить
в них свою личность, и сама эта личность должна обладать немалой мощью.
Всякий процесс учения подразумевает отдачу и получение; учащий дает, а
учащийся получает. Но учащий должен иметь что дать, а учащийся должен быть
способен получить.
Этот человек жил около Калькутты, столицы Индии, города, где находился
крупнейший в нашей стране университет, из стен которого ежегодно выходили
сотни скептиков и материалистов. Однако многие из университетских выпускников,
скептиков и агностиков, приходили и слушали этого человека. Я тоже услышал
о нем и отправился его послушать. Он выглядел как совсем обыкновенный человек,
ничего особенно примечательного в нем не было. Он говорил самым простым
языком, и я подумал: 'Разве этот человек может быть великим учителем?'
Я пробрался к нему поближе и задал ему вопрос, который прежде я уже задавал
другим на протяжении всей моей сознательной жизни: 'Верите ли вы в Бога,
господин?' - 'Да', - ответил он. 'Можете ли вы доказать это, господин?'
- 'Да'.- 'Как?' - 'Я вижу Его так же, как вижу вас здесь, но только еще
отчетливей и ярче'. Это сразу произвело на меня сильное впечатление. Впервые
я встретил человека, который имел смелость говорить, что он видит Бога,
что религия -это реальность, которую можно ощутить, можно прочувствовать
бесконечно более отчетливо и ярко, чем мы ощущаем этот мир. Я стал приходить
к этому человеку день за днем, и я в самом деле убедился, что религию,
веру, можно передать от человека к человеку. Одно прикосновение, один взгляд
могут изменить всю жизнь. Я читал о Будде, Христе и Мухаммаде, обо всех
этих светочах древности, которые могли сказать человеку: 'Встань и иди'[17]
- и человек вставал и шел. Теперь я убедился, что это правда, и, когда
я своими глазами увидел этого человека, весь мой скептицизм развеялся.
То, о чем я прежде лишь читал, могло быть совершено в действительности,
и мой Учитель часто говорил: 'Религию можно передать и воспринять гораздо
более осязательно, более реально, чем что-либо иное в этом мире'. Поэтому
будьте прежде всего духовны; имейте что дать, а потом встаньте перед миром
и дайте это ему. Религия - это не разговоры, не доктрины или теории; это
и не сектантство. Религия не может сушествовать в сектах или организациях.
Религия - это отношения между душой и Богом; как можно превратить ее в
организацию?
Тогда религия выродится в бизнес. А там, где появляется бизнес и принцип