его к той же цели, которой он уже достиг,
К такому же заключению он пришел, следуя истинной религии Иисуса Христа.
Он обращался ко всем сектам, какие только мог найти, и в каждом случае
отдавался их вере всем своим сердцем. Он делал в точности то, что предписывала
данная секта, и всегда приходил к тому же результату. Так, на собственном
опыте он узнал, что цель всех религий одна и та же, что все они пытаются
учить одному и тому же, а разница заключается главным образом в методе
и еще более в языке. В сущности, все секты и все религии имеют одну цель,
а спорят и ссорятся они лишь из-за корысти: споры вызваны не заботой об
истине, я заботой о поиооитете 'своего имени'. Например, два человека проповедуют
одну и ту же истину, но первый человек говорит про второго: ' Его слова
немогут быть истинны, потому что я не утвердил их моим именем. Поэтому
не слушайте его'. А второй человек говорит про первого: 'Не слушайте его!
Хоть он и проповедует, в общем-то, то же самое, но все же это не истина,
потому что он проповедует не от моего имени'.
Вот что понял мой Учитель, и тогда он стал учиться смирению, потому
что он нашел, что одна общая идея во всех религиях такова: 'не я, но Ты'-
и кто говорит 'не я', тому Господь наполняет сердце. Чем меньше этого мелкого
'я', тем больше в человеке Бога. Он нашел эту истину во всех религиях мира
и стал осуществлять ее в своей жизни. Как я уже говорил вам, он никогда
не ограничивался прекрасными теориями, но стремился немедленно осуществить
задуманное на практике. Мы видим, как многие произносят расчудесные речи
о милосердии и равенстве, о правах других людей и обо всем таком прочем,
но все это остается теорией. Мне посчастливилось: я нашел человека, который
умел воплощать теорию в жизнь. У него была удивительная способность осуществлять
на практике то, что он считал правильным.
Так вот, неподалеку жила семья неприкасаемых. Неприкасаемых в Индии
несколько миллионов. Этих людей считают такими низкими, что, согласно некоторым
нашим книгам, если брахман, выходя из дома, увидит лицо неприкасаемого,
он должен будет пропоститься целый день и прочитать определенные молитвы,
чтобы снова стать чистым. В некоторых индусских городах есть такой обычай,
что неприкасаемый должен появляться на людях с вороньим пером в волосах
- в знак того, что он неприкасаемый, и должен при этом громко кричать:
'Берегитесь, по улице идет неприкасаемый!' Люди разбегаются от него, словно
по волшебству, потому что если кто-нибудь случайно прикоснется к нему,
то должен будет переодеваться, мыться и совершать разные обряды. А неприкасаемые
в течение тысяч лет верили, что так оно и должно быть; верили, что их прикосновение
делает других нечистыми, Так вот, мой Учитель стал приходить в дома неприкасаемых
и просить, чтобы ему разрешили навести в доме чистоту. Как раз традиционное
занятие неприкасаемых - это уборка улиц в городах и уборка домов. Неприкасаемый
не должен входить в дом через переднюю дверь; он входит в дом с черного
хода, а как только он уходит, все те места, по которым он ступал, опрыскиваются
водой из Ганга, чтобы они снова стали чистыми. В силу своего рождения брахман
олицетворяет чистоту и святость, а неприкасаемый - все противоположное.
И вот брахман просит разрешения убраться в доме неприкасаемых. Конечно
же, неприкасаемые не могли ему позволить это, потому что все они думали,
что разрешить брахману такое - это ужасный грех, сулящий им погибель. Неприкасаемые
не давали ему разрешения, и вот глубокой ночью, когда все кругом спали,
Рамакришна сам, бывало, входил в какой-нибудь дом. У него были длинные
волосы, и он подметал пол своими волосами, говоря:'О моя Мать, сделай меня
слугой неприкасаемых, заставь меня почувствовать, что я еще ниже, чем они'.
'Те чтут меня наилучшим образом, кто чтит моих почитателей. Они все - мои
дети, и для тебя честь - служить им'-так учит индусское писание[15].
Были и разные другие приуготовления, рассказ о которых занял бы слишком
много времени, а я сейчас хочу дать вам лишь общий очерк его жизни. В течение
многих лет он образовывал себя. Одна из его садхан[16]