и
симпатизируют ему, они говорят, что он правильный, нормальный человек,
подобно тому как лунатики считают нормальными только лунатиков. Но если
человек безумен от любви к Возлюбленному, к Господу, как они могут понять
такое? Они считают, что такой человек сошел с ума, и говорят: 'Мы не имеем
с ним ничего общего'. Вот почему они называют тебя безумным; но твое безумие
- это безумие истинное. Благословен человек, обезумевший Господом. Мало
таких людей на свете'.
Эта женщина оставалась рядом с юношей в течение нескольких лет, она
учила его религиям Индии в их разнообразных формах, она посвятила его в
различные виды йогической практики и как бы направила в гармоничное русло
мощную реку его духовности.
Затем в ту же рощу пришел некий саньяси, один из странствующих нищих
Индии, человек ученый, философ. Он был весьма своеобразный человек, он
был идеалист. Он не верил в то, что этот мир действительно существует;
и чтобы подтвердить это свое неверие, он никогда не заходил под крышу,
всегда жил под открытым небом, и во время ливней, и во время жары. Этот
человек начал учить юношу философии Вед, но очень скоро, к своему изумлению,
обнаружил, что ученик был в некоторых отношениях мудрее учителя. Он провел
с юношей несколько месяцев, после чего дал ему посвящение в саньяси и удалился[13].
* * *
Когда он еще был храмовым жрецом и люди из-за его причуд во время богослужения
думали, что он повредился в уме, родственники однажды забрали его домой
и женили на маленькой девочке, полагая, что женитьба направит его мысли
в другом направлении и восстановит равновесие его психики. Но он вернулся
в свой храм и, как мы видели, еще глубже ушел в свое безумие. В нашей стране
иногда бывает так, что мальчики и девочки вступают в брак совсем детьми[14]
не по собственному выбору; их женят родители. Конечно, подобный брак вначале
- это не более чем обручение. Муж и жена продолжают жить со своими родителями,
и брак по-настоящему осуществляется лишь тогда, когда жена подрастает.
Тогда, согласно обычаю, муж забирает свою невесту из ее родительского дома
в свой собственный. Однако в данном случае муж совершенно забыл о том,
что у него есть жена. Девушка жила довольно далеко. Она слышала, что муж
ее стал очень религиозным человеком и что многие даже считают его сумасшедшим.
Она решила сама узнать всю правду и пешком отправилась туда, где пребывал
ее муж. Когда в конце долгого пути она предстала перед собственным мужем,
он сразу признал ее право на его жизнь, хотя в Индии всякий, кто посвящает
себя религиозной жизни, будь то мужчина или женщина, тем самым считается
освобожденным от всех иных обязательств. Молодой человек упал в ноги своей
жены и сказал: 'Мать показала мне, что она живет в каждой женщине, поэтому
я теперь смотрю на каждую женщину как на Мать. Так я отношусь и к тебе.
Но если ты хочешь втянуть меня в мирскую жизнь, поскольку мейя женили на
тебе, то я в твоем распоряжении'.
Девушка была чиста и благородна душой и была способна понять устремления
мужа, сочувствовать им. Она сразу сказала, что не желает втягивать его
в мирскую жизнь; все, что она хочет,- это остаться подле него, служить
ему и учиться у него. И она стала одним из его самых преданных учеников
и всегда чтила его как божественное существо. Так с согласия жены было
устранено последнее препятствие, и он был свободен вести ту жизнь, которую
избрал для себя.
Тогда душу этого человека охватило новое желание: узнать всю правду
о различных религиях. До той поры он не знал никакой иной религии, кроме
своей собственной. И вот он захотел понять, что представляют собой другие
религии. Поэтому он стал искать учителей других религий. Вам следует всегда
помнить, что под учителями в Индии мы имеем в виду не книжных червей, но
людей, осуществивших богопознание, таких, которые знают истину из первых
рук, а не через каких-либо посредников. Он отыскал магометанина, человека
святого, и пошел к нему в ученики. Он делал все, что предписывал ему учитель,
и, к своему удивлению, обнаружил, что эти методы богопознания, искренне