Свами Вивекананда. Мой учительОцените этот текст:Не читал10987654321СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)Lib.ru html
Свами Вивекананда. Мой учитель
Рамакришна
1836 - 1886 г.
МОЙ УЧИТЕЛЬ
'Всякий раз, когда добродетель убывает, а порок торжествует, я прихожу,
чтобы помочь человечеству'[1] - провозглашает Кришна
в 'Бхагавадгите'. Всякий раз, когда этот наш мир вследствие своего роста,
вследствие новых обстоятельств нуждается в очередном переустройстве, в
него приходит силовая волна; и поскольку человек действует в двух сферах,
духовной и материальной, то и эти волны приходят в обе сферы. Что касается
сферы материальной, то в Новое время здесь главная роль была за Европой;
что же касается сферы духовной, то в этом отношении главная роль на протяжении
всей истории была за Азией. Сегодня человек вновь нуждается в духовном
переустройстве; сегодня, когда материальные идеи находятся на вершине славы
и могущества, сегодня, когда человек вполне может забыть о своей
божественной природе из-за все растущей зависимости от материи и может
превратиться в простую машину для делания денег, новое переустройство необходимо;
голос уже прозвучал, и сила грядет, чтобы разогнать нависшие тучи материализма.
Приведена в движение сила, которая в недалеком будущем вновь заставит человечество
вспомнить о его подлинной природе, и снова местом, откуда явится эта сила,
будет Азия.
Наш мир устроен так, что в нем происходит разделение труда. Бессмысленно
утверждать, что один человек может и должен обладать всем. И однако, как
ребячески мы наивны! Ребенок в своем невежестве думает, что его кукла -
это единственное достояние, которого стоит желать во всей вселенной. Так
и нация, которая велика достоянием своей материальной силы, думает, что
только этого и стоит желать, что только это и есть цивилизация, а
если существуют другие нации, которые не заботятся о материальном достоянии
и не обладают мате риальной силой, то такие нации не пригодны для жизни
и все их существование бесполезно. С другой стороны, иная нация может думать,
что материальная цивилизация сама по себе совершенно бесполезна. С Востока
уже прозвучал голос, который однажды сказал миру: если человек обладает
всем, что только есть под солнцем, но лишен духовности, то какая в этом
польза?[2] Таков восточный характер, а другой - это западный
характер.
Каждый из этих характеров обладает своим величием, у каждого - своя
слава. Переустройство мира, которое должно произойти теперь, будет гармониза
цией, соединением этих двух идеалов. Для человека Востока мир духа так
же реален, как для человека Запада - мир ощущений. В духовном человек
Востока обретает все, что ему нужно, все, на что он уповает; в духовном
он обретает все что делает для него жизнь реальной. С точки зрения Запада,
человек Востока - всего лишь мечтатель, погруженный в свои грезы.
Но с точки зрения Востока, именно человек Запада - всего лишь мечтатель,
играющий в эфемерные игруш ки; Востоку смешно, что взрослые мужчины и женщины
придают столь большое значение той горсти материи, с которой раньше или
позже им все равно придется расстаться. Каждый из двух называет другого
мечтателем. Но идеал Востока столь необходим для прогресса человеческого
рода, как и идеал Запада, и я даже думаю, что более необходим. Машины никогда
не делали человека счастливым и никогда не сделают. Тот, кто попытается
убедить нас в обратном, будет утверждать, что счастье заключено в машине,
но счастье всегда - в уме челове ка. Лишь тот человек, который властвует
над своим умом (mind), может стать счастливым, и никакой другой. А это
могущество машин, что оно такое в конце концов? Почему человек, умеющий
пустить по проволоке электрический ток. должен называться очень великим
и очень умным человеком? Не совершает ли природа каждый миг нечто в миллион
раз более великое? Почему бы тогда не пасть на колени перед природой и
не поклониться ей как божеству? Какая польза в том, чтобы весь мир был