признаков
Аналитическое восприятие - Синтетическое восприятие
Восприятие времени - Восприятие пространства
Будущее - Прошлое
Психомоторная сфера - Психосенсорная сфера
речь, мысль, действия восприятие (чувственное
(абстрактное познание) познание)
Оптимизм, эйфория, - Тоска, депрессия,
сознательное бессознательное
_________________________________________________________________
Здесь следует добавить, что 'нормальный', асимметричный человек -
это идеальный правша. Идеальных левшей (у которых во всех парных
органах доминируют левые) в природе не бывает. Нормальные левши в
целом менее асимметричны, имеют менее жесткую 'схему тела', чем
правши, а в патологии дело доходит до полной потери асимметрии,
включая способность видеть то, что находится за спиной, или за стеной,
или в будущем.
Под конец приведем еще один пример из трансперсональной психоло-
гии [12]. Базовые Перинатальные Матрицы С. Грофа (БПМ) хотя идут
и не совсем в том порядке, что наши стихии, тем не менее во многом
аналогичны им.
БПМ-I, описывающая состояние плода в матке и называемая еще мат-
рицей 'океанического экстаза', соответствует Воде - стихии, отве-
чающей за единство и гармонию. БПМ-II описывает состояние плода в
момент начала схваток, когда родовые пути еще закрыты. Эта матрица
соответствует негативной стороне символики Земли (так как в ней
практически не учитывается чувство опоры, даваемое Землей) - здесь
происходит первое, пассивное столкновение с границей, с формой во-
обще. БПМ-III - прохождение по родовым путям - матрица
'вулканического экстаза' - соответствует Огню в его столкновении с
Землей, т.е. активному преодолению формы. И, наконец, БПМ-IV -
матрица смерти и нового рождения, основными переживаниями кото-
рой являются чувство свободы, отсутствия опоры и границ, - соответ-
ствует Воздуху.
Хотя и в нашем описании и у Грофа Земля предшествует Огню, в из-
вестном смысле можно описать процесс и наоборот. Ведь без первона-
чального импульса - Огня, сил роста и экспансии мы бы никогда не
столкнулись с Землей и проблемами ограничения второй матрицы. Ес-
ли цыпленок не сделает попытки пробить скорлупу и выбраться на свет,
он никогда не узнает о том, что жил в темнице (в яйце), а просто умрет,
отравленный собственными испражнениями (то есть оставаясь в преде-
лах БПМ-I и, соответственно, Воды). Некоторые исследования позво-
ляют предположить, что аналогичная ситуация имеет место и в случае
рождения человека - плод сам инициирует начало схваток, выделяя
определенные гормоны.
ТРОЙКА
Тройка получается из прибавления к двойке единицы и является пер-
вым (не считая единицы) нечетным числом. Она выражает принцип
объединяющий, центрирующий, видящий и оценивающий неопреде-
ленную двоицу. Тройка находит выражение в троичности времени, что
связано с представлением о его линейности и топологическим опреде-
лением размерности (настоящее соприкасается с одной стороны с про-
шлым, а с другой - с будущим, которые заслоняют собой все осталь-
ное). С троичностью времени тесно связана трехмерность пространства,
но об этом мы будем говорить дальше. Сама же трехмерность про-
странства имеет свой корень в 'центричности' человеческого сущест-
вования. Как было доказано Эренфестом, который следует здесь за
Кантом, только в трехмерном пространстве возможны устойчивые кон-
центрические системы, подобные Солнечной, служащие условием жиз-
ни (в нашем о ней представлении). В более широком смысле это отно-
сится и к человеку, который подобен миру в целом. Трехмерность про-
странства является фундаментальной константой, удовлетворяющей
антропному принципу (то есть условием sine qua non для самого суще-
ствования человека) и, соответственно, дающей возможность задания
вопроса 'Почему пространство трехмерно?'.
Если четверичный цикл является в известном отношении
'объективным', то троичный - субъективен в том смысле, что отража-
ет восприятие центральной компонентой какой-либо дихотомии
(подразумевается причастность центральной единицы к этой поляриза-
ции). Поэтому троица либо оценочна (добро - жизнь - зло), либо
направленна (прошлое - настоящее - будущее).
Блаженный Августин, рассуждая о Троице, указывает на такие три
свойства, которые, по его мнению, и составляют неразрывное единство
- жизнь. Вот эти три свойства: