Землю, раз-
дирает монолит на части, аналогичные исходной точке. Таким образом,
мы получаем развернутую Линию с движущимися в ней точками. Само
одномерное пространство этой Линии, 'пустые' расстояния, выражаю-
щие свободу перемещения, и сами перемещения мы называем Возду-
хом. Еще раз напомним, что для образования 'расстояний' необходима
энергия, усилие - то есть Огонь.
Воздух представляет любую абс-тракцию (от-влечение), и поэтому к
нему относятся такие понятия, как мысли (абстрагированные, задер-
жанные действия), со-знание, как знание со стороны, и так далее.
Вода совершает 'действие', обратное действию Огня, - превращает
Воздух в Землю (но уже следующего уровня). Это мертвая вода из ска-
зок - ис-целяет, во-площает, возвращает целостность и единство раз-
дробленному Воздуху. При этом ее 'действие' отрицательно - она
ограничивает дифференцирующий порыв Огня, ограничивает бесчис-
ленные степени свободы Воздуха во имя целостности следующего
уровня (в нашем случае с разрезанным на кусочки Иванушкой мертвая
вода ограничивает самостоятельные перемещения кусочков ради обес-
печения целостности Иванушки). Это самоограничение во имя гармо-
нии. Вода обращает абстрактные связи Воздуха в жесткие конкретные
связи Земли (то есть связи в прямом смысле этого слова - веревочки,
шестеренки, привычки, инстинкты и так далее). Эти связи уже не осоз-
наются и действуют автоматически. К Воде относятся такие процессы,
как по-нимание, во-ображение. То, что понято, принято внутрь как
составляющая часть, перестает осознаваться - то есть Воздух стано-
вится Землей. Вода означает также адаптацию в том смысле, что закре-
пляет приобретенные навыки, воплощает воздушные осознаваемые
связи. Они уходят в бессознательное, становятся привычкой, стереоти-
пом, установкой - то есть Землей нового цикла. Полученная таким
образом новая Земля адаптирована к тому Огню, с которого мы начали,
то есть он ее не разрушит, не вызовет трансформации. Так, вращение
ручки не меняет швейную машинку, а лишь приводит ее части в согла-
сованное движение. Для новой трансформации нужен новый Огонь -
Огонь нового цикла.
У Георгия Гачева [7] есть интересный математический образ четверич-
ного цикла. Он, исследуя Аристотелевское представление о четырех
причинах, находит им соответствие в выражении [a/b=]:
(а) - материальная причина - Земля
(-) - деятельная причина - Огонь
(b) - формальная причина - Воздух
(=) - целевая, энтелехия - Вода
Гачев пишет: 'Все операции, действия, преобразования - работа и
сфера огня; берется как твердь нечто данное от бытия, натуральное,
тело (а), b - знаменатель, значение, дух. И все это ведет к результату
- производит движение, течение, цель. И это - область воды'. Здесь
мы видим, что горизонтальные стихии - то, с чем (а) и какая (b) про-
водится операция, а вертикальные - это само оперирование (-) и по-
лучение (понимание, восприятие) результата (=). После этого равенства
нам следует поставить уже А следующего порядка - начало нового
цикла.
При описании познавательного процесса мы употребляем в основном
термины, отражающие сущность Воды: вос-приятие, у-своение, ад-
аптация, по-нимание, во-ображение. Это связано с господством созер-
цательного, пассивного, рефлектирующего мировоззрения. Мы концен-
трируемся на воздействии на нас объектов, внешнего на внутреннее,
опуская при этом сам предшествующий процесс про-ектирования, объ-
ектирования (по-русски пред-метания), создания пространства, рас-
стояния до объекта восприятия. Как пример активной установки можно
привести существовавшее в античности представление о свете, исходя-
щем из глаз, считающееся теперь нелепым. Но не менее нелепым явля-
ется и принятое в наше время представление о том, что мы видим свет,
входящий в наши глаза (это ясно показано Гибсоном в [8]). Что бы ни
говорили психофизиологи, мы видим не световые стимулы на сетчатке,
а объекты, находящиеся не внутри нас, а на вполне определенном рас-
стоянии. И то, что создает это расстояние, выбрасывает, объектирует,
мы называем Огнем, исходящей энергией, которая может быть пережи-
ваема как усилие (или насилие) в новой ситуации, требующей адапта-
ции.
Соотнося четверичный цикл с дыханием, мы ставим в соответствие
выдоху, как направленному вовне, - Огонь, а вдоху - Воду. На выдо-
хе снижается наша восприимчивость, на вдохе она усиливается, а серия
резких выдохов - прекрасный способ быстро поднять тонус. Земле и
Воздуху соответствуют