Сергей Маслов

Perpetuum mobile

Землю, раз-

дирает монолит на части, аналогичные исходной точке. Таким образом,

мы получаем развернутую Линию с движущимися в ней точками. Само

одномерное пространство этой Линии, 'пустые' расстояния, выражаю-

щие свободу перемещения, и сами перемещения мы называем Возду-

хом. Еще раз напомним, что для образования 'расстояний' необходима

энергия, усилие - то есть Огонь.

Воздух представляет любую абс-тракцию (от-влечение), и поэтому к

нему относятся такие понятия, как мысли (абстрагированные, задер-

жанные действия), со-знание, как знание со стороны, и так далее.

Вода совершает 'действие', обратное действию Огня, - превращает

Воздух в Землю (но уже следующего уровня). Это мертвая вода из ска-

зок - ис-целяет, во-площает, возвращает целостность и единство раз-

дробленному Воздуху. При этом ее 'действие' отрицательно - она

ограничивает дифференцирующий порыв Огня, ограничивает бесчис-

ленные степени свободы Воздуха во имя целостности следующего

уровня (в нашем случае с разрезанным на кусочки Иванушкой мертвая

вода ограничивает самостоятельные перемещения кусочков ради обес-

печения целостности Иванушки). Это самоограничение во имя гармо-

нии. Вода обращает абстрактные связи Воздуха в жесткие конкретные

связи Земли (то есть связи в прямом смысле этого слова - веревочки,

шестеренки, привычки, инстинкты и так далее). Эти связи уже не осоз-

наются и действуют автоматически. К Воде относятся такие процессы,

как по-нимание, во-ображение. То, что понято, принято внутрь как

составляющая часть, перестает осознаваться - то есть Воздух стано-

вится Землей. Вода означает также адаптацию в том смысле, что закре-

пляет приобретенные навыки, воплощает воздушные осознаваемые

связи. Они уходят в бессознательное, становятся привычкой, стереоти-

пом, установкой - то есть Землей нового цикла. Полученная таким

образом новая Земля адаптирована к тому Огню, с которого мы начали,

то есть он ее не разрушит, не вызовет трансформации. Так, вращение

ручки не меняет швейную машинку, а лишь приводит ее части в согла-

сованное движение. Для новой трансформации нужен новый Огонь -

Огонь нового цикла.

У Георгия Гачева [7] есть интересный математический образ четверич-

ного цикла. Он, исследуя Аристотелевское представление о четырех

причинах, находит им соответствие в выражении [a/b=]:

(а) - материальная причина - Земля

(-) - деятельная причина - Огонь

(b) - формальная причина - Воздух

(=) - целевая, энтелехия - Вода

Гачев пишет: 'Все операции, действия, преобразования - работа и

сфера огня; берется как твердь нечто данное от бытия, натуральное,

тело (а), b - знаменатель, значение, дух. И все это ведет к результату

- производит движение, течение, цель. И это - область воды'. Здесь

мы видим, что горизонтальные стихии - то, с чем (а) и какая (b) про-

водится операция, а вертикальные - это само оперирование (-) и по-

лучение (понимание, восприятие) результата (=). После этого равенства

нам следует поставить уже А следующего порядка - начало нового

цикла.

При описании познавательного процесса мы употребляем в основном

термины, отражающие сущность Воды: вос-приятие, у-своение, ад-

аптация, по-нимание, во-ображение. Это связано с господством созер-

цательного, пассивного, рефлектирующего мировоззрения. Мы концен-

трируемся на воздействии на нас объектов, внешнего на внутреннее,

опуская при этом сам предшествующий процесс про-ектирования, объ-

ектирования (по-русски пред-метания), создания пространства, рас-

стояния до объекта восприятия. Как пример активной установки можно

привести существовавшее в античности представление о свете, исходя-

щем из глаз, считающееся теперь нелепым. Но не менее нелепым явля-

ется и принятое в наше время представление о том, что мы видим свет,

входящий в наши глаза (это ясно показано Гибсоном в [8]). Что бы ни

говорили психофизиологи, мы видим не световые стимулы на сетчатке,

а объекты, находящиеся не внутри нас, а на вполне определенном рас-

стоянии. И то, что создает это расстояние, выбрасывает, объектирует,

мы называем Огнем, исходящей энергией, которая может быть пережи-

ваема как усилие (или насилие) в новой ситуации, требующей адапта-

ции.

Соотнося четверичный цикл с дыханием, мы ставим в соответствие

выдоху, как направленному вовне, - Огонь, а вдоху - Воду. На выдо-

хе снижается наша восприимчивость, на вдохе она усиливается, а серия

резких выдохов - прекрасный способ быстро поднять тонус. Земле и

Воздуху соответствуют