о Самсоне, остававшемся неодолимым до тех пор, пока он не
лишился волос. Вспомним также, что правоверному мусульманину
предписывается брить голову, а мусульманке запрещается входить с
открытой головой в помещение, где лежит Коран; что у христиан
женщине также не положено входить в церковь с непокрытыми
волосами; что иудаизм требует от замужней женщины, чтобы она
обривала голову и носила парик'[17].
Некоторое утрирование или метаморфозы придают волосам откровенно
фаллический образ. Например - змеи, растущие на голове Медузы
Горгоны, или рога в различных видах (они, как и когти, представляют
собой сросшиеся волосы).
'Практически во всех первобытных религиях рог символизирует силу и
власть (основанную на силе. - С.М.). Рога украшали боевые шлемы с
древнейших времен до средневековой эпохи.
Символика рога была определена довольно точно уже в Древнем Египте.
В системе египетских иероглифов изображение рога обозначало 'то, что
находится над головой', и, в более широком смысле, 'проложить себе
дорогу' (сопоставим в этом случае с головой барана, Овна и тараном)'
[12]. Рог символизирует производительные силы природы ('Рог
Изобилия') в целом, и особенно - мужскую производительность. В
Ригведе слово 'бык' неоднократно применяется для обозначения
мужской сексуальной потенции. В Передней Азии не только боги, но и
цари изображались с бычьими рогами. 'В Даргавском ущелье Северной
Осетии когда-то стояло каменное изваяние 'святого барана', который
считался покровителем чадородия, а женщины в Осетии приносили в
святилище глиняные фигурки, моля 'святого барана' даровать им детей'
[7].
Другой символ физической мощи и сексуальной потенции - не
умеющий сворачивать носорог - особо почитается в Китае, где
'всеобщей эмблемой', обозначающей процветание (и, следовательно,
силу), является рог носорога, обточенный в форме чаши [12]. Сейчас
носороги находятся на грани вымирания, и основная причина этого -
'неистребимая вера людей в чудодейственную силу их рогов. Народы
Юго-Восточной Азии считают, что если размельчить рог носорога в
порошок и понемногу подмешивать его в чай, то это... вернет дряхлому
старцу юность и любовный пыл. Китайцы ценят порошок из
носорожьего рога на вес золота, платя за него втридорога, поскольку
теперь его можно достать лишь с огромным трудом'[10].
Рога символизируют тему инструментальной активности. Один из
символов трансформации - вспашка, обработка земли при помощи
орудий - часто ассоциируется с половым актом и понимается как
иерогамия Неба и Земли (так как разрушает границу между ними).
Инструментальная активность обладает дуальностью: она бывает
'мирная' и нет, - например в выражении 'перековать мечи на орала'.
Рог служит прообразом и Меча и Орала (= соха= сохатый). Инструмент
вообще имеет фаллическую, марсианскую природу. Так, земледельцы
Австралии и Азии называют одной морфемой фаллос и лопату. [29, с.
104].
Функционально рога тоже зачастую нужны лишь для продления рода.
'Оленьи рога, например, развились исключительно для поединков:
безрогий олень не имеет ни малейших шансов на потомство. Ни для чего
другого эти рога, как известно, не годны. От хищников олени-самцы
тоже защищаются только передними копытами, а не рогами' [32].
Стоит обратить внимание на единорога. В средневековых сказаниях
единорог - символ живородной мужской энергии - 'весьма свирепое
животное, имеющее только один рог. Чтобы поймать его, в поле
оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается,
ибо укладывается на ее лоно' [12]. Это наводит на мысль, что он
символизирует сексуальную сублимацию.
Раз уж мы заговорили о сказках, упомянем обычные сказочные
инструменты волшебства, вызывающие превращения и исполняющие
желания, - волшебную палочку и разного рода 'шапки', символика
которых также весьма прозрачна.
Но вернемся ко рту. Некоторые авторы видят в поцелуе не только
облегченную форму половой близости, но и возможную связь между
половой функцией и питанием. 'Размышляя о происхождении такой
формы поцелуя (как любовный укус. - С. М.), Иван Блох в
'Сексуальной жизни наших дней' выдвигает теорию о наследовании
естественного садизма от низших животных форм, которым свойственно
поедание партнера во время полового акта. В конце концов, разве не
говорим мы: - Я так тебя люблю, - что готов съесть!'[33]. Паучихи
устраивают пир из любовников сразу после оплодотворения, а самцы
некоторых видов рыб всю жизнь паразитируют на своих супругах как
пиявки. У богомолов даже еще более