Сергей Маслов

Perpetuum mobile

о Самсоне, остававшемся неодолимым до тех пор, пока он не

лишился волос. Вспомним также, что правоверному мусульманину

предписывается брить голову, а мусульманке запрещается входить с

открытой головой в помещение, где лежит Коран; что у христиан

женщине также не положено входить в церковь с непокрытыми

волосами; что иудаизм требует от замужней женщины, чтобы она

обривала голову и носила парик'[17].

Некоторое утрирование или метаморфозы придают волосам откровенно

фаллический образ. Например - змеи, растущие на голове Медузы

Горгоны, или рога в различных видах (они, как и когти, представляют

собой сросшиеся волосы).

'Практически во всех первобытных религиях рог символизирует силу и

власть (основанную на силе. - С.М.). Рога украшали боевые шлемы с

древнейших времен до средневековой эпохи.

Символика рога была определена довольно точно уже в Древнем Египте.

В системе египетских иероглифов изображение рога обозначало 'то, что

находится над головой', и, в более широком смысле, 'проложить себе

дорогу' (сопоставим в этом случае с головой барана, Овна и тараном)'

[12]. Рог символизирует производительные силы природы ('Рог

Изобилия') в целом, и особенно - мужскую производительность. В

Ригведе слово 'бык' неоднократно применяется для обозначения

мужской сексуальной потенции. В Передней Азии не только боги, но и

цари изображались с бычьими рогами. 'В Даргавском ущелье Северной

Осетии когда-то стояло каменное изваяние 'святого барана', который

считался покровителем чадородия, а женщины в Осетии приносили в

святилище глиняные фигурки, моля 'святого барана' даровать им детей'

[7].

Другой символ физической мощи и сексуальной потенции - не

умеющий сворачивать носорог - особо почитается в Китае, где

'всеобщей эмблемой', обозначающей процветание (и, следовательно,

силу), является рог носорога, обточенный в форме чаши [12]. Сейчас

носороги находятся на грани вымирания, и основная причина этого -

'неистребимая вера людей в чудодейственную силу их рогов. Народы

Юго-Восточной Азии считают, что если размельчить рог носорога в

порошок и понемногу подмешивать его в чай, то это... вернет дряхлому

старцу юность и любовный пыл. Китайцы ценят порошок из

носорожьего рога на вес золота, платя за него втридорога, поскольку

теперь его можно достать лишь с огромным трудом'[10].

Рога символизируют тему инструментальной активности. Один из

символов трансформации - вспашка, обработка земли при помощи

орудий - часто ассоциируется с половым актом и понимается как

иерогамия Неба и Земли (так как разрушает границу между ними).

Инструментальная активность обладает дуальностью: она бывает

'мирная' и нет, - например в выражении 'перековать мечи на орала'.

Рог служит прообразом и Меча и Орала (= соха= сохатый). Инструмент

вообще имеет фаллическую, марсианскую природу. Так, земледельцы

Австралии и Азии называют одной морфемой фаллос и лопату. [29, с.

104].

Функционально рога тоже зачастую нужны лишь для продления рода.

'Оленьи рога, например, развились исключительно для поединков:

безрогий олень не имеет ни малейших шансов на потомство. Ни для чего

другого эти рога, как известно, не годны. От хищников олени-самцы

тоже защищаются только передними копытами, а не рогами' [32].

Стоит обратить внимание на единорога. В средневековых сказаниях

единорог - символ живородной мужской энергии - 'весьма свирепое

животное, имеющее только один рог. Чтобы поймать его, в поле

оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается,

ибо укладывается на ее лоно' [12]. Это наводит на мысль, что он

символизирует сексуальную сублимацию.

Раз уж мы заговорили о сказках, упомянем обычные сказочные

инструменты волшебства, вызывающие превращения и исполняющие

желания, - волшебную палочку и разного рода 'шапки', символика

которых также весьма прозрачна.

Но вернемся ко рту. Некоторые авторы видят в поцелуе не только

облегченную форму половой близости, но и возможную связь между

половой функцией и питанием. 'Размышляя о происхождении такой

формы поцелуя (как любовный укус. - С. М.), Иван Блох в

'Сексуальной жизни наших дней' выдвигает теорию о наследовании

естественного садизма от низших животных форм, которым свойственно

поедание партнера во время полового акта. В конце концов, разве не

говорим мы: - Я так тебя люблю, - что готов съесть!'[33]. Паучихи

устраивают пир из любовников сразу после оплодотворения, а самцы

некоторых видов рыб всю жизнь паразитируют на своих супругах как

пиявки. У богомолов даже еще более