и в их задачу
входит перевод внешнего во внутреннее и внутреннего во внешнее. То
есть они выполняют работу по трансформации того, что переносится
вовнутрь или вовне. Ибо адекватного взаимодействия внешнего и
внутреннего достичь без трансформации нельзя. Сюда мы отнесем речь,
кусание и жевание, которым как в прямом, так и в переносном смысле
большое внимание уделяет Фредерик С. Перлз, считая умение 'жевать'
гарантией от интроекций . Задолго до Перлза блаженный Августин,
епископ иппонийский, указывал на символичность запрета потреблять в
пищу мясо иных животных кроме жвачных, имея в виду необходимость
интеллектуального пережевывания внешней информации . К
разбираемой сфере относятся также интеллект, как инструмент воли,
активная составляющая работы органов восприятия, половые функции во
всем их многообразии (от полового акта до деторождения), а также
функции выделения.
У некоторых животных интеллектуальные способности были
распределены между головой и тазом. Так, например, у бронтозавров,
обладавших крайне маленьким (не более полкило весом) мозгом в
сравнении с размерами тела, в области крестцовых позвонков имелось
расширение спинного мозга. Будучи гораздо более крупным, чем
головной мозг, оно управляло мускулатурой задних конечностей и
хвоста [28].
Еще немного о симметрии речи и половой функции. 'Таким образом, -
замечает П. Флоренский, - слово мы сопоставляем с семенем,
словесность с полом, говорение - с мужским половым началом, а
слушание - с женским, действие на личность - с процессом
оплодотворения. Сопоставление это не ново, и едва ли найдется древний
писатель мистического направления мысли, чуждый выставленным
аналогическим равенствам. Вспомним Платона, по следам Сократа
последовательно и настойчиво развивающего эротическую теорию
знания; стремление к знанию - любовное томление, невысказанность
знания, еще недозревшего, - беременность, помощь высказаться -
повивальное искусство, сообщение знания - оплодотворение,
учительство - стремление рождать в душах и т. д. и т. д., вот что мы
слышим на каждом шагу от Сократа и Платона. А если мы вспомним,
что сама Академия была построена на началах гнозиса эротического, то
нетрудно проникнуть в ту мысль, что высказывания Платона - не
простые метафоры, не поверхностные аналогии, а выражение существа
дела: воистину и Платон видел в слове семенность. А с другой стороны,
Евангелие: 'семя' притчи о сеятеле, по объяснению Спасителя , 'есть
слово''[21, с. 271].
Помимо слов, рот производит также слюну. В ее 'нормальном
употреблении' слюна не выходит наружу, однако во многих культурах
она обладает магическим значением, аналогичным значению спермы -
оплодотворяет, трансформирует то, во что попадает. 'В одном
китайском трактате упоминается мэу-жэнь-цзю ('вино красавиц').
Отбирались самые красивые женщины, они жевали предварительно
замоченную кашицу из риса или проса всю ночь, а наутро выплевывали в
специальный сосуд. Такой способ виноделия, пожалуй, самый древний,
называли 'ртом жеваное вино'. (Брожению (= оплодотворению. - С. М.)
напитка активно способствовала слюна). Оно хранилось недолго и очень
нравилось мужчинам, которые считали, что подобный напиток усиливает
их влечение к противоположному полу. Известно, что многие народы
слюне приписывали особую сексуальную силу. К английскому
путешественнику Томпсону приходили туземцы и требовали, чтобы он...
оплевал их жен, думая, что это помогает против бесплодия. Сами же
туземки были убеждены, что после такой процедуры у них обязательно
родится белый ребенок'.
У некоторых видов яйцекладущих животных рот служит своеобразной
заменой матки. Так, цихлидовые рыбы и гребнистые крокодилы
'донашивают' свое потомство после вылупления во рту, спасая его от
бесчисленных опасностей. Но всех обошла австралийская лягушка
Neobatrachus silus, которая заглатывает оплодотворенную икру и восемь
недель вынашивает ее в желудке! При рождении лягушата выскакивают у
мамаши изо рта. По различным причинам эти симметричные полюса
человеческого организма часто используются как символы или
замещающие образы друг друга. Рот в некоторых контекстах
символизирует женские гениталии. Например, [20]: 'Губную помаду
используют уже тысячелетия, и целью является имитация покрасневших
гениталий женщины'.
В бестселлере английского зоолога Д. Морриса 'Голая обезьяна' можно
найти много интересных примеров. 'Мандрил самец имеет ярко-красный
пенис с синими полосами на мошонке по обеим его сторонам. Эта
цветовая гамма повторяется