Сергей Маслов

Perpetuum mobile

само

Время (в его нынешнем понимании).

Нам не удастся найти ответ во внешнем мире - его придется искать в

самом вопросе. Как ни удивительно, но самыми субъективными наука-

ми XX века стали самые объективные - физика и астрономия. Именно

они, дойдя до предела объективности, столкнулись с необъяснимым -

с безразмерными константами, то есть просто с числами, играющими

решающую роль в уравнениях, описывающих свойства Вселенной. Не-

объяснимым (или, наоборот, все объясняющим - смотря как подойти)

было то, что эти константы имели по непонятной причине именно та-

кие числовые значения, которые обеспечивали саму возможность суще-

ствования обитаемых миров и человека (или другого существа, способ-

ного задавать какие-либо вопросы). Так в недрах физики и астрономии

зародилось то, что назвали Антропным принципом. Антропный прин-

цип фактически на все человеческие 'Почему-мир-устроен-именно-

так-а-не-иначе?' отвечает: 'А-если-бы-иначе-то-некому-было-бы-

спрашивать!'

...Итак, мы на новом уровне и с новым пониманием того, что теперь уж

не отвертеться, возвращаемся к избитой формуле: 'Познай самого се-

бя!' И, исходя из требования Антропного принципа к Вселенной быть

домом для человека, можно попытаться найти решение обратной зада-

чи - а что в человеке требует от Вселенной именно таких условий для

его существования, то есть - что делает человека человеком, что это

вообще такое - человек? Эта связка: 'Вселенная - Антропный прин-

цип - Человек' может указать путь к одновременному (а иначе не по-

лучится) решению вопросов: 'Что такое пространство?', 'Что такое

время?', 'Что такое человек?' - и им подобных. Кстати, Эренфест,

следуя здесь за Кантом, довольно убедительно показал, что именно

трехмерное, а не какое-либо иное пространство удовлетворяет Антроп-

ному принципу, так как лишь в трехмерном пространстве возможны

стабильные планетарные системы (или другие, устроенные по тому же

принципу - интегрирующий Центр и обращающиеся вокруг него пе-

риферические элементы). Трехмерность не только и не столько косвен-

но удовлетворяет Антропному принципу, предоставляя человеку для

обитания планету с обогревающим ее Солнцем. Трехмерность напря-

мую связана с возможностью существования человека как индивиду-

ального, концентрического существа - аналога Солнечной системы.

Именно этот индивидуальный, солнечный, эгоцентрический принцип

мы и положим в основу определения понятия 'человек'. Для нас чело-

век - это прежде всего 'точка зрения', позиция, начало отсчета: назад

- в дочеловеческое и вперед - в надчеловеческое. Исходя из такого

понимания человека, мы попытаемся помочь Уроборосу покрепче ух-

ватить себя за хвост, попробуем смастерить свой Вечный Двигатель.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ АСТРОЛОГИИ

Первый принцип - изначальное Единство Мира. Реально сущест-

вующим признается только Мир как целое (в отличие, скажем от науки,

которая оперирует лишь с искусственно выделенными системами и

объектами). Все, что порождается делением мира на составные части,

обладает условной реальностью - все это реально до тех пор, пока мы

помним о Единстве. Из принципа Единства вытекают, через его услож-

нение, остальные принципы: Подобия, Иерархии и Целостности.

Принцип Подобия утверждает, что части, полученные при делении

Единого, с необходимостью будут подобны друг другу (форма этого

подобия следует из способа, каким мы поделили Мир). Самые общие

деления Мира - внешнее и внутреннее, верх и низ и тому подобное.

'Что находится внизу, тождественно с тем, что находится вверху, и

обратно, то, что находится наверху, тождественно с тем, что находится

внизу, и все чудеса происходят по одному закону', - гласит 'Tabula

Smaragdina'. Это представление носит название закона Аналогии.

Принцип Иерархии говорит о том, что в устройстве Мира можно вы-

делить последовательную систему уровней или планов бытия. Относи-

тельно каждого уровня можно определить свои верхний и нижний

уровни - то есть, находясь на каждом уровне бытия, мы, вместе с тем,

принадлежим и еще двум уровням - предыдущему и последующему.

Закон, связывающий уровни: целое предыдущего уровня является эле-

ментом последующего. Для примера - человек (биологический орга-

низм) состоит из клеток, но не сводится к их сумме; общество

(социальный организм) состоит из людей, но также не сводится к их

сумме. Таким образом, человек, помимо индивидуального уровня, во-

влечен в биологический (то, из чего он состоит) и социальный (как со-

ставная часть) уровни. Такое представление