как и Лев, но,
в противоположность Льву, которого все видят, это птица, парящая
высоко над миром, откуда ей все видно, и обладающая при этом очень
острым зрением. Совершенно не обязательно, чтобы Орла кто-то видел,
главное - что он видит все. Орел - символ справедливости. Это
справедливый и мудрый халиф из арабских сказок, который для того,
чтобы узнать правду о жизни своего народа, переодевается простолю-
дином и бродит, никем не замечаемый, по улицам - и смотрит.
3. Итак, мы переходим к третьему циклу и третьей Земле - Козерогу
- воплощенной системе ценностей, иерархии. Козерог адаптирован
как к 'горизонтальным' перемещениям, так и к вертикальным - пере-
мещениям в иерархии. Козерог - мыслеформа, воплощенная идея.
Козерог представляет вершину материальной эволюции. Это целост-
ность стереотипа, точки зрения, парадигмы, идеологии. Козерог во-
площает мечту науки нового времени - увидеть мир во всех его дета-
лях и взаимосвязях с одной конкретной точки зрения, привязанным к
определенной системе координат. Это картина мира, написанная по
правилам прямой перспективы.
Козерог не знает лишь такой мелочи, как перемещение самой точки
зрения, перемещение точки отсчета (или, что то же самое - их множе-
ственности). Этим перемещением занимается Стрелец. Стрелец подоб-
но Сизифу выражает неудающуюся попытку развернуть третье измере-
ние. Он вызывает перемещение 'Я' - точки зрения. Для Стрельца ха-
рактерно существование как минимум двух выделенных точек зрения
- собственной и той, к которой он стремится, испытывает интерес
(inter-esse - 'существование между'). Эти две точки - 'Я' и 'Цель',
которая находится вне меня. В идеале Стрелец (вместе с Рыбами) дол-
жен был бы создать божественную 'Сферу Паскаля', центр которой
везде, а предел - нигде. Но реально третье измерение не разворачива-
ется полностью, а происходит как бы 'соскальзывание во время', под-
глядывание в щелку за вечностью. Тем не менее, Стрелец создает про-
странство для свободного изменения точек зрения, но это не чистое
пространство, а гибрид со временем, ведь путь, связывающий различ-
ные точки зрения, возможен (для отдельного человека) лишь во време-
ни. Человек, именно потому, что он отдельный, индивидуальный чело-
век (то есть принадлежит среднему - второму циклу) не может нахо-
диться на нескольких точках зрения одновременно (что предлагает нам
Водолей). Поэтому реально деятельность Стрельца приводит к путеше-
ствиям, вниманию к авторитетам (перенесению точки зрения вовне),
движению к цели, как внешней точке отсчета. Если для покоящегося
Льва мир вращается вокруг 'Я', то для перемещающегося Стрельца
(Мутабельный Огонь) мир вращается вокруг точки фиксации взгляда.
Стрелец разрушает стереотип Козерога и дает жизнь Водолею. Воз-
можность изменения точки зрения имеет своим следствием их равно-
правие. Водолей - пространство всех возможных точек зрения, спосо-
бов видения мира. Как я буду видеть мир из соседней комнаты? Как я
буду его видеть через десять лет? Как видит мир житель Австралии? А
бабочка? А марсианин? Или опять-таки я сам, приняв наркотик? Поли-
центризм, плюрализм Водолея не могут быть адекватно адаптированы,
ибо 'плюрализм в одной голове - это шизофрения'. Смещение пара-
дигмы, контекста всегда бывает неожиданным и ассоциируется с ка-
ламбуром, шуткой, шутовством. Шут - инверсия короля (Льва).
Если Стрелец - символ движения вдаль, интереса, поиска истины за
высокими горами и синими морями, то Рыбы - символ движения
вглубь - символ веры, которая одна может дать опору и остановить
бесконечный поиск Стрельца, вернуть его к реальности (пусть даже
иллюзорной). Здесь подходит афоризм Витгенштейна: 'Для того, чтобы
опуститься в глубины, человеку не нужны далекие странствования'.
Если бы всеохватывающая любовь Рыб могла полностью воплотить в
реальность пространство всех возможных точек зрения Водолея, то
результатом было бы Воскресение, утверждение истинной жизни всех
сущностей, которые только были или могли быть. (Под любовью мы
здесь как раз и понимаем наделение всех точек пространства Водолея
такой же полнотой бытия, какой наделено наше собственное 'Я'.) Но
реально мы получаем мир объектов в пространстве и времени. Пере-
мещение 'Я' в пространстве и равноправие всех точек зрения имеет
своим результатом признание постоянства объектов и самой их объек-
тивности - то есть независимости от точки зрения. Человек, имеющий
возможность двигаться, знает, что таракан, уползший в соседнюю ком-
нату, не исчез