подвергаться воздействию в процессе движения этих тел,
но и подобным же образом ростки семян и завязь должны формироваться и
приобретать качество, соответствующее небесам в тот период времени.
Некоторые наиболее наблюдательные земледельцы и пастухи действительно
высказывают предположение относительно будущего качества на основании оценки
ветров, преобладающих в момент оплодотворения или сева семян; в целом, мы
видим, что наиболее значимые последствия, соответствующие наиболее очевидным
конфигурациям Солнца, Луны и звезд, обычно известны заранее и даже тем, кто
интересуется проблемой, используя не какие-то научные методы, а простое
наблюдение. То, что является следствием действия более мощных сил и более
простых природных законов, например, ежегодной смены времен года или
направлений ветров, воспринимается очень невежественными людьми и, более
того, даже бессловесными тварями, поскольку ответственность за эти явления
обычно возлагается на Солнце. Тем не менее, явления несколько иного, менее
общего характера, также часто учитываются людьми, которые в силу
необходимости вынуждены проводить наблюдения; так, например, мореплаватели
знают особые признаки надвигающихся штормов и ветров и судят о них на
основании отношения между аспектами Луны, фиксированных звезд и Солнца.
Ввиду недостатка образованности они не могут точно определить время и место
этих явлений или периодичность движения планет, которые вносят значительный
вклад в происходящее и, как следствие этого, часто ошибаются. Если же
человек настолько хорошо знает перемещения всех звезд, Солнца и Луны, что от
его внимания не ускользнет ни место, ни время каждой из их конфигураций,
если он постиг их природу в целом в процессе длительного изучения, хотя
способен различать не глубинные, а только наблюдаемые качества, такие как,
жар, исходящий от Солнца, или влажность от Луны и так далее; если он в силах
определить на основании всех этих данных как научным путем, так и с помощью
логических умозаключений, отличительный признак качества, являющегося
результатом сочетания всех факторов, то что может помешать этому человеку,
исходя из взаимосвязей явлений, охарактеризовать в каждом конкретном случае
состояние воздуха и предсказать, например, что он будет теплее или более
влажным? Почему бы ему также не постичь основное качество темперамента
какого-то человека на основании окружения в момент его рождения, то есть,
что он, например, имеет такое-то и такое-то тело и такие-то, такие-то
душевные свойства, а также не предсказать некоторые события, используя тот
факт, что такое-то и такое-то окружение соответствует такому-то и такому-то
темпераменту и процветанию, тогда как другое не является сталь же подходящим
и предрасполагает к травме? Возможность подобных знаний может быть вполне
доказана на основании этих и других подобных аргументов. Последующие
соображения, возможно, приведут нас к выводу, что критика науки, построенная
на обвинении в невозможности этих знаний, является чрезмерной и
незаслуженной. Во-первых, ошибки тех, кто не имеет достаточно хорошей
подготовки в ее практическом применении, а их число, как можно предположить,
среди лиц, занимающихся этим важным и многосторонним искусством, велико,
породили веру в то, что даже точные предсказания зависят от случая, а это
неправильно. Дело не в несостоятельности науки, а в бессилии тех, кто ее
практикует. Во-вторых, многие, ради корысти, претендуют на доверие совсем к
другому искусству под именем астрологии и обманывают простолюдинов,
утверждая, что могут предсказать многие явления и даже те, о которых просто
невозможно знать заранее, тогда как более думающим людям они предоставляют
случай высказывать неблагоприятное суждение и о тех предметах, которые в
действительности являются предсказуемыми. Безусловно, это незаслуженно; то
же самое происходит и с философией - не следует упразднять ее лишь на том
основании, что на звание философа претендуют несколько явных мошенников. Тем
не менее, ясно, что даже тот, кто подходит к астрологии, глубоко
проникнувшись духом исследования и сознавая законность ее существования,
может часто ошибаться, не в силу уже указанных причин, а из-за глубинной
сущности явления и своей личной слабости по сравнению с величием того, чем
он занимается. В целом