Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

русскихъ поселенцевъ недалеко отъ Ревеля, въ Аррокюльскомъ приход, водворенная тамъ во времена Петра I, почти всецло подверглась эстонскому влiянiю, поскольку это касается одежды, быта, языка, и только православiе сохранялось ими до послдняго времени; лишь нсколько стариковъ еще говорятъ по-русски, хотя и плохо, а боле молодые совершенно забыли родной языкъ. Подобные факты утраты русскими нацiональности извстны (иногда впрочемъ на основанiи преданiй) и на св. Кавказ. Въ приведенныхъ и аналогичныхъ имъ случаяхъ нельзя видть доказательствъ въ пользу способности утрачивать свою нацiональность; причина утраты въ данныхъ случаяхъ лежитъ, главнымъ образомъ, въ ничтожномъ, сравнительно съ туземцами, количеств русскихъ, слишкомъ слабыхъ, чтобы отстаивать свою национальность среди окружающихъ ихъ инородческихъ и иноврческихъ сосдей.

Такъ какъ указанные факты не могутъ служить для выясненiя cуществованiя ассимиляцiонной способности у русскаго народа, то матерiалъ, на которомъ можно основывать взглядъ для выясненiя поставленнаго вопроса, долженъ быть сведенъ къ тмъ явленiямъ, которыя имютъ мсто при, т. ск., массовомъ столкновенiи двухъ племенъ-русскаго и какого-нибудь инородческаго. Накопившiяся въ русской литератур данныя позволяютъ выставить слдующiя общiя заключенiя: 1) подвергаются въ большей или меньшей степени обруснiю: а) финскiя племена, населяющия сверъ и сверовостокъ; что касается финновъ, населяющихъ Финляндiю, Эстляндскую и Лифляндскую губ., то они сохраняютъ стойко свою нацiональность, что въ значительной степени находитъ себ объясненiе въ долговременной религiозной и отчасти въ политической обособленности указанныхъ частей Россiи, вслдствiе чего

49 50

сношенiя съ русскими были лишь незначительны; б) рядъ боле или мене крупныхъ племенъ, принадлежащихъ къ монгольской, тюркской и арктической семьямъ. 2) Мало, либо вовсе не подвергаются обруснiю степныя кочевыя племена, кавказскiе горцы и др. 3) Въ нкоторыхъ случаяхъ при столкновенiи съ инородцами русская народность выказываетъ стремленiе подвергаться ихъ влiянiю и утрачивать свои нацiональныя черты ( якуты, киргизы въ нкоторыхъ частяхъ Сибири).

Перейдемъ къ разсмотрнiю фактовъ, относящихся къ вопросу о существованiи у русской народности способности къ ассимилированiю, причемъ начнемъ нашъ обзоръ съ финскихъ племен, финскiя племена, наимене подвинувшiяся на пути культуры (лопари, остяки и вогулы), повсюду при столкновенiи съ русскими выказываютъ стремленiе къ обруснiю: они подражаютъ русскимъ въ устройств своего жилища, перенимаютъ ихъ одежду, начинаютъ говорить по-русски и пр. и постепенно, такимъ образомъ, утрачиваютъ свои нацiональныя особенности; это явленiе, конечно, наблюдается только тамъ, гд представители указанныхъ народностей имютъ боле или мене постоянное общенiе съ русскими. Такъ, напримръ, лопари, живущiе въ далекихъ погостахъ и сталкивающiеся съ русскими лишь отрывочно, въ теченiе краткаго времени, когда лопари прiзжаютъ въ Колу для сдачи рыбы, хотя и говорятъ почти вс по-русски ( мужчины ), сохраняютъ еще много своеобразнаго въ своемъ вншнемъ и внутреннемъ быт. Другое дло, когда столкновенiя этихъ двухъ народностей являются боле или мене постоянными: въ лежащемъ близъ Колы Кильдинскомъ погост лопари, если это имъ позволяютъ ихъ матерiальныя средства, подражаютъ русскимъ въ одежд настолько, что подчасъ одтаго по праздничному лопаря трудно отличить отъ русскаго; а изба состоятельнаго лопаря этого погоста не отличается отъ русской избы ничмъ существеннымъ. Остяки и вогулы сохраняютъ свои типичныя черты лишь тамъ, гд имъ приходится мало сталкиваться съ русскими, гд же этого условия нтъ, они быстро утрачиваютъ свои нацiональныя черты, хотя въ общемъ остякъ не охотно принимаетъ нововведенiя отъ русскихъ, къ которымъ относится съ крайнимъ недоврiемъ 1). Явленiе, ко-

--------------------------------------------------------------------------------

Hartwig. Der hohe Norden, p. 142.

50 51

торое наблюдается у наимене культурныхъ финскихъ народностей, повторяется и у тхъ, которыя въ настоящее время достигли уже довольно высокой ступени развитiя.

Наиболе точныя свднiя объ обруснiи мордвы собраны, насколько намъ извстно, И. Н. Смирновымъ 1). Процессъ обруснiя мордвы, который продолжается уже три столтiя, еще не законченъ и въ настоящее время; онъ начался со времени, когда среди мордвы начали появляться русскiя поселенiя, причемъ, какъ напр, на свер, въ Нижегородской области, вотчины мордовскихъ,