Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

--------------------------------------------------------------------------------

Реклю, VI, стр. 348.

68 69

тора, вслдствiе котораго при прочихъ равныхъ уcловiяхъ результаты получаются различные.

Этотъ главный (хотя и не исключительный) факторъ слдуетъ, на нашъ взглядъ, искать въ культурномъ уровне сталкивающихся народностей. Пояcнимъ это несколькими примерами. Финскiя племена, какъ это мы видли выше, почти всюду подвергаются обруснiю; условiй, препятствующихъ сближенiю финской и русской народности, дйствительно, почти не существуетъ, но и условiя, благопрiятствующiя сближенiю, во многихъ местностяхъ или не успели еще дать результатовъ, или дали результаты лишь скудные 1). Даже въ исторiи обрусенiя черемисовъ просвщенiе ихъ христiанствомъ играло ничтожную роль. Сдлавъ обзоръ миссiонерской деятельности русскихъ среди черемисовъ, пр. Смирновъ характеризуеть ея результаты слдующими словами; 'миссiонерская деятельность не сопровождалась для правительства желаннымъ результатомъ... Связь, которую въ состоянiи была создать между черемисами и ихъ новыми повелителями формально воспринятая религiя, оказалась... слабой. Черемисы лишены были возможности превратиться въ мусульманъ, но совсмъ не сделались христiанами. Школа могла закрепить ее, но она еще мене, чмъ церковь, имла ассимилирующаго влiянiя. Беглый обзоръ просвтительной дятельности государства по отношенiю къ черемисамъ покажетъ намъ, что оно проявляло ее крайне слабо'. 'Усилiя государственной, власти, направленныя къ тому, чтобы сблизить вотяковъ съ русскими на почве религiозной, пишетъ тотъ же авторъ, не сопровождались желаннымъ успехомъ. Вотяки остались по существу язычниками. Говорить объ историческомъ значенiи школы еще рано: ея влiянiе только начинается... Ассимиляция (вотяковъ) совершается самой жизнью, помимо всякихъ предписанiй. Хотя корелы и лопари довольно точно исполняютъ церковные обряды, но какъ те, такъ и другiе усвоили себе христiанство лишь формально; что же касается школы, то она появилась у тхъ и другихъ лишь очень недавно и уже застала совершавшiйся ассимиляцiонный процессъ.

Еще и въ настоящее время культурный уровень большинства финскихъ племенъ (за исключенiемъ финляндцевъ и эстовъ) ниже

--------------------------------------------------------------------------------

1) И. Н. Смирновъ: Черемисы, стр. 45. Вотяки, стр. 70, 71.

69 70

русскаго. Насколько онъ былъ невысокъ въ боле отдаленныя времена, свидтельствуютъ финскiя нарчiя, въ которыхъ масса культурныхъ словъ оказывается заимствованными отъ сосдей. Труды Алквиста, Доннера, Веске, Томсена, Смирнова и Мункачи даютъ основанiе предполагать, что культурное влiянiе сосдей на финновъ начинается еще съ глубокой древности. Если западные финны (кром кореловъ) подвергались въ боле значительной степени влiянiю германскаго и литовскаго племенъ, чмъ славянскаго, то восточные финны длали свои заимствованiя въ историческiй перiодъ ихъ жизни преимущественно сначала отъ тюрковъ, а затмъ отъ русскихъ. Превосходствомъ культурнаго уровня слдуетъ o6ъяснить, что почти немедленно пpи начал совмстнаго жительства финновъ и русскихъ на восток первые начали утрачивать свои нацiональныя черты. Этот процессъ въ настоящее время продолжается: русскiй-колонизаторъ, достигшiй боле высокихъ cтупеней въ способахъ обработки земли, въ постройк жилищъ, въ своемъ общественномъ и семейномъ быту, въ дл торговли и промышленности,-является для финновъ учителемъ. Они научаются отъ него трехпольной систем хозяйства, строятъ по его образцу болe просторныя жилища, покупаютъ или обмниваютъ у него товары, стоящiе выше ихъ собственныхъ издлiй, научаются боле совершеннымъ способамъ освщенiя и т. д. Русское влiянiе проникаетъ и въ область семейнаго быта, и финнъ, перенимая культурное богатство своего русскаго cocда, подражая ему подчасъ даже въ мелочахъ, постепенно утрачиваетъ свои обычаи, языкъ и, наконецъ, нацiональность. Что въ дл ассимилированiя финновъ русскими одну изъ главныхъ ролей играетъ культурное превосходство послднихъ, доказывается и тмъ, что тамъ, гд финнамъ приходится колебаться между подчиненiемъ себя влiянiю русскихъ и татаръ, послднiе нердко одерживаютъ верхъ.

Низкiй культурный уровень самодовъ, гиляковъ и др. упомянутыхъ нами въ числ русющихъ народностей легко объясняетъ, почему эти племена съ такой легкостью утрачиваютъ свою самобытность при столкновенiи съ русскими.

Роль, которую играетъ культурный уровень двухъ народовъ въ иcxoд ассимиляцiонной