Землевднiе Азiи Карла Риттера Вост, Сибирь I. П. П. Семеновъ, И. Д. Черскiй и Г. Г. Петцъ: Саянское нагорье въ предлахъ Иркутской губ., стр. 208.
64 65ихъ. Во всякомъ случа, если влiянiе смшанныхъ браковъ на физическiй типъ населенiя стоить вн сомннiя то степень влiянiя ихъ на внутреннiй, духовный складъ народа еще совершенно не опредлена.
Дале, географическiя условiя, въ особенности рельефъ страны, играютъ весьма важную роль на интенсивность взаимодйствiя двухъ племенъ. Нельзя не признать, что горныя племена, напр., стоятъ, благодаря трудности проникнуть къ нимъ, въ боле благопрiятныхъ условiяхъ для сохраненiя своей нацiональности, чмъ племена, живующiя на плоскости. Вслдствiе этого на сверномъ Кавказ, среди обитателей предкавказской плоскости, возможно встртить во внутренней обстановк жилища гораздо больше русскихъ предметовъ, чмъ въ трудно доступныхъ для русскихъ торговцевъ горныхъ селенiяхъ, жители которыхъ лишь рдко спускаются въ центры русской цивилизацiи. Напротивъ того, рки, въ особенности судоходныя, являются наиболе часто употребляемыми путями, по которымъ двигалась колонизацiя, и слдовательно какъ бы дорогами, по сторонамъ которыхъ племена легче могли знакомиться другъ съ другомъ и влiять одно на другое. 3наченiе ркъ въ исторiи русской колонизацiи общеизвстно, и въ настоящее время естественно, что тамъ, гд инородцы вообще поддаются обруснiю, оно достигаетъ значительно большаго развитiя именно въ селенiяхъ, наиболе близко лежащихъ отъ водныхъ путей. Теперь, когда появились боле или мене удобные тракты, идущiе во внутрь страны, населенной инородцами, обруснiе распространяется именно прежде всего по об стороны торговаго тракта, какъ это мы видли, напр., у вотяковъ.
Степь вн всякаго сомннiя оказываетъ объединяющее влiянiе на обитающiе въ ней народы; она даетъ возможность частаго общенiя между ними, а слдовательно облегчаетъ и пути къ ассимилированiю одного племени другимъ. Но эта-же степь можетъ явиться и большимъ препятствiемъ при взаимоотношенiяхъ, такъ какъ часто преграждаетъ дальнйшее движенiе колонизирующаго племени, если послднее земледльческое. Съ другой стороны, если она плодородна, и двигающееся земледльческое племя начинаетъ селиться на ней, степь даетъ возможность не уживающемуся съ новыми пришельцами кочевому племени свободно отступить и такимъ образомъ уклоняться отъ сферы влiянiя сосдей
65 66на ихъ быть. Такое же значенiе, какъ и степь, играли въ свое время и обширные лca, которые, при отсутствiи удобныхъ путей сообщенiя, давали возможность инородческому племени отступать передъ двигавшейся въ ихъ страну русской колонизацiей: мы имли случай отметить это значенiе лсовъ, когда касались процесса ассимилирования вотяковъ, черемисовъ и кореловъ. Ту же роль играютъ наконецъ и наши сверныя тундры, проникновенiе въ которыя затрудняется, кром ихъ неплодородiя, еще и суровымъ климатомъ; самоды, напр., долгое время отступали подь напоромъ русской и зырянской колонизации вс изслдователи согласны въ томъ, что мста обитанiя самодовъ прежде, и еще не въ очень отдаленное время, распространялись значительно больше на юг, но что, отступая передъ новыми насельниками, самоды были постепенно загнаны все болe и болe на сверъ. Влiянiе рельефа страны во многихъ случаяхъ можетъ намъ объяснить медленность или быстроту, съ которой подвигается ассимилированье одного племени другимъ.
Важнымъ факторомъ въ исторiи взаимодйствiя племенъ является, конечно, религiя. На боле низкихъ ступеняхъ развитiя, когда принадлежность народа къ той или иной вр нередко отождествляется съ принадлежностью къ нацiональности, общность исповдуемой народами религiи въ значительной степени облегчаетъ слiянiе двухъ народностей. Мещеряки, напр., повидимому, финны, говорящiе однако тюркскимъ нарчiемъ, русютъ только тамъ, гд они приняли православiе; тамъ-же, гд они перешли въ магометанство, они поддаются влiянiю татаръ. Киргизы Букеевской орды, съ того времени, когда въ ихъ сред магометанство пустило боле гдубокiе корни, начали въ нкоторыхъ отношенiяхъ подчиняться влiянiю татаръ: они подражаютъ послднимъ въ манерахъ держать себя и въ покро одежды и т. п. Но слдуетъ имть въ виду, что язычесскiя врованiя, поскольку они не являются строго опредленными системами, сложившимися въ 'церковь', оказываютъ мало препятствiй сближенiю русскихъ и инородцевъ: русокiй-христiанинъ смотритъ на языческое мировоззрнiе своего инородческого сосда обыкновенно довольно терпимо и часто, при боле близкомъ знакомств съ нимъ