уже видели, что центральное лицо въ заговорахъ отъ лихорадокъ - св. Сисинiй. Для выясненiя причинъ, поставившихъ его въ роли защитниковъ отъ трясавицъ, мы должны обратиться къ нкоторымъ историческимъ свидтельствамъ.
Изъ тхъ лицъ, которые такъ или иначе касались этого вопроса, одни считали св. Сисинiя севастiйскимъ мученикомъ, другiе видели въ немъ Сисинiя, епископа лаодикiйскаго. Авторъ сочиненiя 'Влiянiе церковнаго ученiя и древнерусской духовной письменности на мiросозерцанiе русскаго народа', г. Алексй Поповъ, высказывается, напримръ, такимъ образомъ: 'Признанiе врачемъ отъ лихорадокъ Сисинiя, одного изъ 40 мучениковъ севастiйскихъ, обусловливалось, кажется, болгарскимъ влiянiемъ' (слдуетъ отзывъ индекса...1).
'Весеннее время, когда празднуется память Сисинiя (9 марта) и когда лихорадка особенно свирпствуетъ, могло способствовать закрплению за Сисинiемъ имени цлителя лихорадокъ'. - Составитель житiя 2) Сисинiя, епископа лаодикiйскаго, опровергаетъ подобное мннiе и видитъ целителя лихорадокъ именно въ Сисинiи лаодикiйскомъ, причемъ авторъ особенно настаиваетъ на томъ, что сказанiе (?) о св. Сисинiи, прогоняющемъ отъ людей лихорадки, говорить о немъ, какъ о святител, а на иконахъ онъ изображается въ святительскомъ облаченiи. Акад. Веселовскiй не высказывается определенно ни въ ту, ни въ другую сторону.
Разберемся въ этомъ вопрос, и мы увидимъ, что и та и другая сторона до известной степени правы и что спорить въ сущности не изъ-за чего. Въ самомъ дл, въ исторiи церкви извстно всего 9 Сисинiевъ, изъ которыхъ пять были святителями. Именно:
1) Сисинiй, одинъ изъ севастiйскихъ мучениковъ (320).
2) Мученикъ Сисинiй, дiаконъ римскiй (†355 г.).
3) Мученикъ кизическiй Сисинiй, пострадавшiй при император Дiоклетiан.
4) Никопольскiй мученикъ Сисинiй, сожженный въ 320 г.
5) Сисинiй, новоцiанскiй епископъ въ Константинопол.
6) Сисинiй, епископъ лаодикiйскiй, жившiй въ начал IV вка, при Дiоклетiан.
7) Сисинiй, патрiархъ Константинопольскiй, преемникъ Антика ( 426).
8) Сисинiй, епископъ римскiй († 708).
9) Сисинiй 2-ой, Константинопольскiй патрiархъ, прозванный Magister († 996).
--------------------------------------------------------------------------------
1) Казань. 1883. Стр. 148.
2) См. 'Мсяцесловъ святыхъ всею русскою церковью и мстно чтимыхъ и т.д. Bып.III, 1880. Тамб. Ср. Житiя святыхъ. Мартъ.
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
133--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
134--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
Изъ нихъ, на основанiи источниковъ ихъ житiй, отношенiе къ вашей задач имютъ только 3 Сисинiя: севастийскiй, лаодикiйскiй и (косвенно)-кизическiй. Именно, въ честь послдняго, въ числ прочихъ шести кизическихъ мучениковъ, въ Казанской губернiи выстроенъ былъ въ память избавленiя отъ лихорадки монастырь: очевидно, Сисинiя - целителя считали однимъ изъ кизическихъ мучениковъ 1).
О Сисинiи севастiйскомъ отдльно мы свднiй не имемъ, но о всхъ 40 мученикахъ въ житiяхъ святыхъ находимъ слдующее: 'Воины за исповданiе Христа пострадали при Ликинiи въ Севастiи Армянской, въ 320 г. 'Василiй Великiй въ похвальномъ слов говоритъ, что они осуждены были пробыть ночь подъ открытымъ небомъ около города въ озер, покрывшемся льдомъ по причин зимняго времени и свернаго втра, 'что въ его (Василiя В.) время, т. е. лтъ черезъ 30 посл кончины ихъ, вс прибгали въ молитвахъ ко святымъ и что они, дйствительно, подавали просимое'.
Что мы имемъ общаго въ этомъ свидтельств съ типомъ легенды-заговора, несомннно сложившагося на Восток? - Обща обстановка дйствiя: одинъ изъ 40 мучениковъ, воинъ (ставшiй великимъ воиномъ въ заговорахъ) Сисинiй находится на берегу, озера въ виду приближающейся смерти: ему приходится испытать вс ужасы замерзанiя, - ознобъ, дрожь, галлюцинацiи и т. п. По крайней мр, такъ должны были представлять себ положенiе его, какъ и всхъ прочихъ, бывшихъ съ нимъ, современники и ближайшiе потомки Сисинiя, и едва ли не существовало у нихъ по этому поводу какихъ-либо сказанiй, намъ пока неизвстныхъ. Достаточно сказать, - смерть ихъ сильно подйствовала на народное воображенiе; имена ихъ, по меньшей мр,