составляется третья? По аналогiи съ Желтеей возникли названiя лихорадокъ: синяя, блая или бля и пр.
Корчить больного, сводить на рукахъ и ногахъ суставы - есть дло трясавицы Корчеи, по другимъ спискамъ - Корчуши, Коркуши, Окоркущи, о которой заговоры согласно утверждаютъ, что она смыкаетъ жилы ручныя и ножныя, 'влечетъ', тянет (Еф. № 44); по заговору А она, сверхъ того, 'щемитъ сердце и голову'.
Въ № 43 у Ефименки пятое имя демона - Елина. Как объяснить его? Позволю себ предложить слдующую догадку. Погодинскiй индексъ отреченныхъ книгъ обращается съ осужденiемъ противъ 'лживыхъ врачевальныхъ молитвъ о нежитхъ''. Афанасьевъ приводитъ изъ пергаментной сербской рукописи два заговора, сообщенные акад. Буслаевымъ, причемъ считаетъ сродство этихъ заговоровъ съ заговорами отъ лихорадокъ очевиднымъ: 'Здсь', говоритъ онъ, 'та же встрча благого божства съ злымъ духомъ болзней, т же вопросы и отвты и
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
128--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
129--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
то же изгнанiе демона побдоноснымъ оружiемъ громовника 1). Послднiя слова, конечно, остаются на отвтственности ревностнаго сторонника отжившей мифологической школы; для насъ важенъ фактъ сходства тхъ и другихъ заговоровъ. Дло въ томъ, что въ заклятiяхъ противъ нежита встрчаются слова елна (и елнъ) въ такой обстановк: 'святы Михаилъ-Гаврилъ гредше, вьзьмь желзнъ лукъ и желзны стрлы, стрлати хотя елна и елну, и не обрте ту елна и елну, но обрте нежита, иже сдше, камы рацпивьи т. д. Посл угрозы Михаила-Гаврiила нежить общаетъ бжать въ гору и влзть въ елну главу. Схожiй заговоръ помщенъ у Ефименка (№ 15); въ немъ, между прочимъ, тотъ же Михаилъ-Гаврiилъ приказываетъ нежиту влзть въ оленью голову, такъ какъ она можетъ вынести причиняемыя имъ страданiя: 'та ти есть трьплива, трьпти те', сказано въ заговор. Можно предположить, что Елина Ефименковскаго заговора образовалась изъ елна (елена) заговора отъ нежита, тмъ боле, что трясавицы бываютъ зврообразны по нкоторымъ славянскимъ и греческимъ текстамъ: львь и скоумень 2), яко медвдь...wV ojiV ,wV dracwn, wV erpeton tetrapodon . Сюда же, можетъ быть, относится и Оленеса Иващенковскаго заговора 3).
Объясненiя нкоторыхъ греческихъ именъ еще за два столтiя предложилъ Котельеръ въ своихъ примчанiяхъ къ изданному имъ греческому Номоканону. Отчасти мы воспользуемся ими по указанiю И. Д. Мансветова. Они касаются, главнымъ образомъ, именъ списковъ Алляцiя. 'Buzod отъ buzw, buzainw сосать, будетъ значить-высасывающая изъ человка кровь, жилы или что другое. Marmarod, отъ marmaroV, даетъ нсколько представленiй: о бломъ и блдномъ, о холодномъ и неумолимомъ'. Мансветовъ отдаетъ предпочтенiе первому, которое наводитъ на эпитетъ трясавицы въ нашихъ сказанiяхъ -блдня, бля. Petasia - летающая, боле отдаленное значенiе - 'растягивающая', откуда и названiе шапки земли греческой - 'petasoV', съ крыльями, полями. Pelagia - морская, bordona, отъ слова мулъ, оселъ, вьючное животное, - соотвтствуетъ onosceloV въ магическихъ формулахъ. Apletod - то, чего нельзя наполнить, - ненасытимая. Camodracaina - змiя, драконъ, ползающiй по земл. Anabardalaia - слово болe трудное для объясненiя: его можно производить или согласно съ Котельеромъ, отъ braduV, и тогда оно будетъ значить: приводящая въ состоянiе неподвижности, оцпеннiя, или можно производить отъ baruV и daloV (морозъ,
1) Ibid., стр. 96.
2) Львенокъ. - Кумнаго серб. заг. (Star. X, 283)?
3) Чубинскiй. 'Труды' и т. д. Т. I, стр. 120. Ср. П.Ефименко, Мaлopoc. Закл., № 33, 34.
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
129--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
130--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
холодъ),-въ такомъ случа получится представленiе о Гилу, какъ