Евг. Ляцкiй

Къ вопросу о заговорахъ отъ трясавицъ

но удержалось значенiе: 'сушу человку кости, такъ что человкъ какъ

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

1) У Месховъ донын жива память объ Али, зломъ генiи, поселяющемся въ дом во время родовъ женщины и преслдующемъ родильницу и новорожденнаго ребенка. А. С. Хахановъ въ своемъ очерк 'Месхи' приводитъ и заговоръ (въ русскомъ перевод) отъ Али (иначе - Ави-сули), ясно сохранившiй слды своего происхожденiя:

Али ули али выучила женщину (т. е. родильницу),

Кинжалъ, сть и гребень подложить подъ голову.

Поймала Али скверную мерзкую.

Отрубила кинжаломъ голову, прогнала во дворъ.

Петръ сидитъ у дверей, Павелъ же на кровл,

Цпь лежитъ на порог, а крестъ на кpoвл. Господи, осни крестомъ здсь лежащую родильницу!

Ibid., стр. 9: Али - красивая двица, причесывающая свои золотистыя кудри золотымъ гребешкомъ. См. Этн. Об. кн. X, стр. 10 и слд.

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

125

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

126

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

сухое дерево засыхаетъ'. Управляющее слово здсь-кости, и вотъ изъ соотношенiя между этимъ словомъ и образомъ лихорадки возникаетъ новое имя Костея. Непонятно, врне - испорчено при переписк, - слово, соответствующее по значенiю Леде, въ 44-мъ заговор у Ефименки, именно Недра (Неда) (я?), о которой сказано: 'знобитъ человка, не можетъ онъ и въ печи согртися'. Гладя, какъ мы видли, изъ русскихъ именъ стоитъ ближе всхъ къ греческой Гилло, въ которой одной какъ бы сосредоточились 12 демоновъ прочихъ заговоровъ. На русской почв ея объединяющее значенiе слабо сохранилось въ тхъ близкихъ Гилло по звуковому составу названiяхъ, которыя знаменуютъ трясавицу, первую по сил между сестрами, старшую изъ нихъ. Такъ, о Яд (Ирод-i-Яда?), 12-й и послдней трясавиц, равной Гладе (Голяд), заговора А говорится, что она 'на, (надъ) всхъ Яда, надъ всми сестрами глава и изъ всхъ боле проклятая'... Объясненiе на этомъ не останавливается, но дальнйшее теченiе его могло, конечно, и не восходить къ Гилу: дале сообщается, что эта же Яда - 'угодница царя Ирода, ускшая главу Предтечи, принесшая ее на блюд'. Старшей же сестрой заговоры называютъ и Невею. Она по 44-му заговору Ефименки - 'сестра большая и старшая трясавица, при ускновенiи честныя главы Предтечи несла главу на блюд и всхъ зле и прокляте, къ которому человеку пристанетъ, тотъ не можетъ живъ быть'. Приблизительно такая же характеристика дана ей и въ .№ 103 у Майкова. Слдуетъ заметить, что Невю (Невею) Афанасьевъ называетъ мертвящею, производя это слово отъ нава или навье - смерть 1).

По aнaлoгiи съ Ледеей, Знобицей, представляющей олицетвоpeнie одного изъ свойствъ лихорадки, создались многiя другiя имена русскихъ заговоровъ. Разсмотримъ нкоторыя изъ нихъ въ связи съ поясненiями, которыя, какъ можно уже было замтить, далеко не обязательны и встрчаются въ заговорахъ только перваго вида. Въ Леде, Знобиц воплотилось свойство лихорадки, сказывающееся ознобомъ; въ противоположность ему, другое свойство, выражающееся сильнымъ повышенiемъ температуры, жаромъ, - олицетворилось въ Огне, Огневиц, о которой Буслаевскiй заговоръ разсказывалъ, что она жжетъ тла человческiя такъ, какъ печь смоляными дровами распаляется. Почти также опредляетъ себя и вторая трясавица 43-го заговора Ефименки: 'имя мн Огнiя кипучiя, какъ въ печи смольнима дровами жгу человка'. Огневица заг. А приблительно такъ же говорить о себ: 'мн имя есть Огневица, разжигаю сердце и голову'. Тяжесть въ боку, быть можетъ, т. н. боль подъ ложечкой, олицетворилась въ Гнете, Гнтниц, которая заявляетъ,

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

1) П. В., т. III, стр. 88.

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

126

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

127

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

что